Нынешнюю кампанию по выборам Санкт-Петербурга уже как только ни нарекали. И безальтернативными выборами, и, наоборот, самыми альтернативными за всю историю нашего города. Именовали также атакой клоунов и даже фарсом, имеющим своей целью откровенное издевательство над самой процедурой демократичного избрания регионального главы. Кое-кто даже перешептывался о демонстративном плевке в лицо петербуржцев. Теперь ко всем этим эпитетам можно добавить еще один: самые "беспартийные" выборы.
Действительно, по мнению аналитиков, на грядущих питерских выборах губернатора партийный фактор, как никогда ранее, низведен до минимальной величины. И приложили к этому руку в первую очередь сами партийные бонзы.
Два главных антагониста политического ландшафта - левые и правые - добровольно самоустранились с губернаторской дистанции. При этом ни КПРФ, ни СПС, по большому счету, не удосужились толком объяснить своему электорату, чем продиктовано столь непривычное для политических бойцов пассивное ведение боя.
КПРФ
Питерские коммунисты, побоявшись самостоятельно озвучить столь неуклюжую позицию по животрепещущему вопросу городского значения, пригласили на пресс-конференцию аж самого "вождя российского пролетариата" Геннадия Зюганова. И лишь в его присутствии выдавили из себя, что "участвовать в выборах губернатора накануне думской кампании - значит попросту растрачивать партийные ресурсы". А поддерживать кого-либо из зарегистрированных кандидатов петербургские коммунисты посчитали зазорным. Ибо, по мнению питерских зюгановцев, никто из имеющихся претендентов, кроме "кандидата номер один", не обладает должным опытом и необходимыми навыками. Очевидно, что своих идейных последователей красные партбоссы оставили фактически один на один с дилеммой определения 21 сентября "достойнейшего из достойных".
СПС
Не менее драматично сложилась ситуация для петербургских сторонников СПС. Выдвинувшийся было на радость питерских либералов Андрей Лихачев позже снял свою кандидатуру. Говорят, не последнее слово во внутрипартийных перипетиях оказалось за Ириной Хакамадой. Именно госпожа Хакамада поспешила вперед московского руководства заявить о поддержке губернаторских амбиций полпреда, чем во многом подрезала удачный старт господина Лихачева. После длительного молчания высказался в поддержку "кандидата номер один" и лидер местного отделения СПС Григорий Томчин. Но сделано это было настолько поздно и так невнятно, что вряд ли сможет повлиять на самостоятельное решение сторонников СПС в нашем городе.
"Яблоко"
Несколько веселее обстоят дела у соратников СПС по правому цеху - петербургского "Яблока". Как-никак, но в отличие от других партий у "яблочников" есть свой кандидат на кресло губернатора Санкт-Петербурга - Михаил Амосов. По данным публикуемых опросов, господин Амосов занимает третью строчку предпочтений петербуржцев, набирая... менее 5 процентов. Естественно, в подобной ситуации находятся соратники, осуждающие "выборную авантюру" "яблочного" представителя. По мнению наблюдателей, это может подхлестнуть внутренний конфликт в стане петербургских "яблочников". По нашей информации, в недрах питерского "Яблока" якобы давно идет война между сторонниками бывшего местного вождя Михаила Амосова и противостоящими им адептами "московского питерца" Игоря Артемьева. Чего уж не могут поделить два депутата - питерского ЗакСа и Государственной Думы - сказать сложно.
"Единая Россия"
Впрочем, по части расколов всех переплюнули питерские единороссы. Катализатором внутренних разборок стала именно кампания по выборам петербургского губернатора. Так, был исключен из партии координатор фракции "Единая Россия" в питерском ЗакСе Константин Сухенко. Пострадал господин Сухенко за самовыдвижение на выборах супротив воли московского руководства "партии власти". Причем сделал это генеральный совет, а региональная ячейка утвердила мнение верхов с солидной временной задержкой. Однако вскоре выяснилось, что значительная часть партийцев разделяет мнение ветерана "медвежьего" движения господина Сухенко и вовсе не намерена поддерживать приглянувшуюся Москве Валентину Матвиенко. Еще одна любопытная деталь. Словно по типовому сценарию развернулись аналогичные события и в областной ячейке "Единой России". Возжелавшего поддержать Вадима Густова координатора партийной фракции в областном Законодательном собрании Андрея Нелидова генеральный совет также без промедления и малейшего сожаления исключил из партии. И вот что интересно. Так же, как и в Петербурге, на должность руководителя регионального отделения "Единой России" Ленобласти был избран новобранец. А это, очевидно, не способствует росту авторитета как самого руководства в рядах собственных активистов, так и партийного авторитета среди потенциальных избирателей. Однако для федерального руководства "ЕдРа" оказалось важнее реализовать собственное понимание партстроительства на местах, пренебрегая при этом электоральными перспективами партии накануне думских выборов. Впрочем, и на губернаторских выборах избиратели "Единой России" имеют возможность сориентироваться, мнением кого из "медведей" руководствоваться при определении собственной позиции.
Похоже, основные партийные структуры явно не готовы брать на себя ответственность за основные политические решения сегодняшнего дня. Чем это может обернуться, мы все хорошо знаем из истории. Кто-то доселе неприметный встанет и воскликнет: "Есть такая партия!"
МК-СПб ,
27.08.2003