15 августа суд Санкт-Петербурга запретил горизбиркому во время выборов привлекать экспертов из милиции для проверки подписей избирателей. В тот же день прокуратура города опротестовала это решение в Верховном суде. По мнению прокуроров, привлечение работников ГУВД к проверке подписей не нарушает закона о выборах, поскольку точка зрения милицейских экспертов не является для избиркома решающей при регистрации кандидата.
Толчком к решению суда Санкт-Петербурга стало рассмотрение иска директора макаронной фабрики № 1 Виктора Ефимова о неправомерности регистрации кандидатом в губернаторы депутата Заксобрания города Алексея Тимофеева. По мнению истца, горизбирком зарегистрировал Тимофеева, игнорируя проведенный экспертами ГУВД анализ собранных в его поддержку подписей. В своем иске Ефимов настаивал на том, что более 25% подписей, поданных за Тимофеева, является фальшивыми. Но суд не только отказал Ефимову в удовлетворении иска, но и вынес частное определение в адрес Центризбиркома "О недопустимости привлечения экспертов ОВД к проверке подлинности собранных подписей, а также учета результата этой проверки при принятии решения о регистрации кандидата в губернаторы". Отныне проверять подписи избирателей без специального решения суда будет позволительно лишь экспертам из избирательных комиссий.
По словам судьи Натальи Гунько, основанием для такого решения послужил федеральный закон "Об экспертной деятельности", в котором четко указано, что "сотрудники экспертно-криминалистических подразделений милиции могут привлекаться только в рамках возбужденного уголовного дела или по решению суда".
Выигравший процесс кандидат Алексей Тимофеев заявил ГАЗЕТЕ: "Я намеренно развалил всю эту систему, просто внимательно прочитав закон "О милиции". Ни слова о выборной деятельности в нем нет". По словам Тимофеева, в его подписных листах было всего 600 "некачественных" подписей: "Конечно, я привлекал для сбора подписей студентов, а они очень любят "рисовать" несуществующие данные. Но их количество составляет менее 10% от общего числа проверенных подписей, то есть вполне укладывается в рамки закона".
Вечером 15 августа, в день, когда было вынесено определение горсуда, прокуратура Санкт-Петербурга внесла в Верховный суд представление об отмене этого решения. В прокуратуре считают, что привлечение милиции к проверке подписей – не нарушение закона, а лишь правовая коллизия: "В данном конкретном случае сотрудники петербургского ГУВД привлекались не как эксперты, а как специалисты в своей сфере, и их мнение не являлось последней инстанцией при принятии избиркомом решения о регистрации кандидата".
По мнению прокуратуры, федеральное законодательство допускает и даже обязывает избирательные комиссии привлекать органы внутренних дел, к примеру, для установления наличия судимости у претендента на выборный пост. При этом федеральный закон предоставляет возможность местным законодательным органам выстраивать взаимоотношения между избиркомами и милицией. Петербургский закон "О выборах губернатора" был принят Заксобранием в самом конце последней сессии несколько торопливо. Поэтому по вопросам привлечения милиции в нем существует значительный пробел: не прописана четкая процедура привлечения милицейских экспертов.
Напомним, что скандал вокруг проверки подписей кандидатов возник после того, как экспертно-криминалистическая экспертиза проверила подписи в поддержку кандидата в губернаторы Петербурга Анны Марковой. Эксперты ГУВД установили, что более 30% подписей фальшивые. Однако проверка, проведенная работниками горизбиркома, показала, что на самом деле недействительными является менее 10% подписей.
Газета ,
18.08.2003