Решение Уставного суда Петербурга о несоответствии Уставу города существования административного комитета совпало по времени с решением главы комитета вице-губернатора Анны Марковой баллотироваться в губернаторы города. Юридические последствия этого решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, весьма спорны. Но совершенно точно, что и противники, и сторонники Марковой еще не раз вспомнят о нем в свете предстоящих выборов.
В интервью "ТС" Анна Маркова прокомментировала свое вступление в предвыборную борьбу.
- Чем вызвана долгая пауза между вашим сенсационным выступлением в Законодательном собрании 5 июня, когда вы заявили о намерении участвовать в выборах губернатора, и подачей заявления в Городскую избирательную комиссию 14 июля? Вы практически не проявляли никакой публичной активности за этот период, и многие уже полагали, что вы отказались от своих слов.
- Это связано с пониманием той меры ответственности, которая ложится на меня в случае принятия такого решения. Решение действительно очень тяжелое. В первую очередь я думала об интересах горожан: смогу ли я действительно это сделать так, чтобы ход развития Петербурга шел в положительной плоскости. А для этого нужно представлять программу и разобраться в том, а кто же меня поддерживает. Идти на выборы, чтобы только помелькать на телевидении или на страницах газет, - это лишь пиаровская кампания, которая связана с личностными амбициями. Для меня это действительно серьезное решение. Потому что придется приложить все силы для взаимопонимания с различными структурами, в том числе федеральными. Что немаловажно для города, но не является определяющим. Потому что рассчитывать на помощь только федерального центра, я думаю, для Петербурга было бы неправильно. Прекрасно, если эта помощь будет оказана, но не может вся страна работать на Петербург. Это огромный мегаполис со своим путем развития и со своими возможностями. Надо понимать, что мы должны максимально использовать свои собственные ресурсы. Петербург обладает огромным потенциалом, который нужно задействовать, чтобы максимально сочетать принцип экономического развития и социальной защищенности.
Ко мне действительно поступило очень большое количество писем от горожан - я могу показать - с предложением баллотироваться. Я должна был а определиться, в первую очередь с тем, что это не чьи-то политические амбиции, а желание многих сограждан. Потому что они в меня верят и - самое главное - знают меня по моей работе. Поэтому тайм-аут, который я брала, может, был и действительно длительный, но во всяком случае осознанный.
- В последнее время было много разговоров об безальтернативности предстоящих выборов. Как вы думаете, теперь эта тема теряет смысл?
- Я думаю, что все разговоры о безальтернативности также безальтернативны и беспочвенны. Невозможно судить о кандидатах в губернаторы только потому, что они заявились. Мы сейчас видим только биографические данные. Рассуждать об альтернативе можно, только зная программы. Но это должны быть не просто лозунги: сейчас все знают, что нужно делать, вопрос в том, где найти ресурсы под цели, которые будут изложены в этих программах. Я считаю, что это самое главное.
- Принимая решение, вы, наверное, посоветовались с людьми не только в Петербурге, но и в столице. Как они реагировали?
- Я думаю, что здесь советы давать очень сложно. Прежде всего решение принимает сам человек, который берет на себя груз ответственности. Конечно, я разговаривала с очень многими людьми. Но, как ни странно, советов мне никто не давал.
- И Яковлев - в том числе?
- Да. Он узнал об этом только после того, как я подала заявление. Но, видимо, предполагал, что такое может случиться.
- Готовы ли вы пройти выбранный путь до конца или вы рассматриваете разные варианты? Например, возможность снятия своей кандидатуры?
- Нет, не рассматриваю. Все эти варианты можно было рассматривать до того, как я зарегистрировалась.
- Вас кто-то отговаривал?
- Это не совсем корректный вопрос... Конечно.
- Может, вам обещали работу в дальнейшем?
- Мне не хотелось бы отвечать на этот вопрос. В любом случае человек должен принимать решение сам, чтобы потом не сожалеть, что ты мог бы участвовать, воздействовать на ситуацию, принести гораздо большую пользу. Для меня самое главное - быть в равновесии и в единении с собой.
- Ходили слухи о том, что на вас оказывается некое давление?
- Я сейчас не буду говорить об этом. Было бы странно говорить об этом человеку, который собирается взять на себя такую ответственность. Давление всегда будет присутствовать, в любой политической борьбе. Это естественно, потому что все знают, что политика у нас напоминает бои без правил. Мне придает силы поддержка тех, кто верит в мои силы, и осознание того, что я действую в интересах города. Угрозы и страхи? Я думаю, что с этим справлюсь сама.
- До сих пор вы были чиновником, а сейчас вступаете в публичную политику. Есть разница?
- Я не могу это разделить. Мне кажется, что государственный чиновник - это человек, который действует в интересах населения. Я и сейчас себя ощущаю именно в таком качестве. Я всегда считала, что горожане имеют право знать все, что происходит в структуре государственной власти. Это их право. И я всегда старалась соблюдать этот принцип, в том числе и в случае чрезвычайных ситуаций. Я взяла на себя этот груз - сообщить первой информацию, предупредить, поставить в известность. В принципе, сейчас для меня ничего не меняется. Должность губернатора Петербурга все-таки, хотя и отличается представительскими функциями, в первую очередь связана с хозяйственными проблемами.
- Вскоре как кандидату в губернаторы вам придется уйти в отпуск.
- После того, как меня официально зарегистрируют. Сперва нужно собрать подписи.
- После отставки Яковлева для вас что-то изменилось в работе? Может быть, отношение к вам?
- Нет, я продолжаю работать точно так же, как и работала. Я стараюсь быть выше всех слухов и воздействий. Работа лучше, чем всякие переживания.
Ваш тайный советник ,
21.07.2003