История эта началась после одного из совещаний у губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, на котором он выразил обеспокоенность ситуацией, сложившейся в некоторых районах области, особенно в Подпорожском и Бокситогорском, где местное население практически спилось. Ко всему прочему, Комитет по экономике Ленинградской области, подводя очередные итоги, пришел к неутешительному выводу: объемы реализации акцизных товаров стали падать, а пить народ меньше не стал.
По данным областного Комитета по промышленности, в Ленинградской области есть пять заводов, которые делают спиртосодержащие жидкости - всем известные "Льдинку", "Максимку", "Люкс" и множество других. И под это получают квоты на спирт. Правительство области совместно с УБОП решило, провести проверку этих предприятий, дабы разобраться в сложившейся ситуации.
До этого момента правоохранительные органы боролись с производством паленой водки традиционными методами: то где-то закроют левый цех в подвале, то изымут из ларька фальсифицированную водку, в лучшем случае - остановят спиртовоз без документов и т.п. Но от этого подделок меньше не становилось, а нарушители, в соответствии с Административным кодексом, отделывались уплатой штрафа.
В результате выяснилось, что большая часть из поступающего в Ленинградскую область спирта шла некой компании, назовем ее "Финансист". Дальнейшая проверка показала, что эта фирма забирала 10% квот по России, а это "выливалось" в сумму 15 миллионов долларов.
Надо заметить, что получение квот - дело хлопотное. Для этого нужно собрать множество разрешений от различных контролирующих инстанций, иметь разработанную техническую документацию и, наконец, само производство - цистерны для разлива, лаборатории и аккредитацию завода. Только имея все это, фирма выходит на правительство Ленинградской области, а оно, в свою очередь, на правительство РФ, чтобы области выделили квоты на спирт.
Посетившие "завод" оперативники были в шоке. Оказалось, что все производство существует только на бумаге! На деле милиционеры обнаружили лишь несколько грязных ванн и пьяного сторожа. Хотя по бумагам числился огромный завод, производивший ежедневно такое количество продукции, которой можно было отмыть до зеркального блеска все окна города и области. Стало понятно, что никакой стеклоочиститель фирма не производит, а продает оптом поступающий спирт в левые цеха, где и производят фальсифицированную водку. Оперативники приняли решение проследить движение спирта, чтобы накрыть всю систему сразу.
Капиталисты всероссийского масштаба
Контора под названием "Финансист" располагалась в небольшом поселке Ленобласти и была зарегистрирована в 1999 году. Лицензию же на производство и хранение спиртосодержащей жидкости фирма получила в 2001 году.
Самое парадоксальное, что столь масштабное "производство" организовал полуграмотный 33-летний деревенский парень, принявший эстафету в бизнесе от своей матери, которая был заведующей сельским магазином и втихаря приторговывала левой водкой. Сын на достигнутом останавливаться не стал, а пошел дальше. Он привлек к делу нескольких приятелей, из которых лишь единицы имели среднее образование. Они организовали цех по разливу фальсифицированной водки, затем стали средними оптовиками, а когда скопили достаточно денег - зарегистрировали "Финансист" и стали обзаводиться связями в кругах чиновников в Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге.
Через них они выяснили, что нужно для получения квот на спирт, выделением которых в Москве занимаются только две организации - Министерство по экономическому развитию и Министерство сельского хозяйства, в которое входит департамент по пищевой промышленности и детскому питанию, каковому и подчиняются все зерновые заводы.
Как решили проблему "капиталисты", можно лишь гадать. Вполне возможно, что не бескорыстно. "Финансист" прикрепили сразу к десяти заводам России, чтобы те поставляли им спирт.
Огненные реки
Спирт в деревеньку стал поступать цистернами со всей страны, якобы для производства проходившего по всем документам стеклоочистителя.
Однако, по данным следствия, вся "огненная вода" продавалась сразу "с колес" и оптом поступала в теневые цеха. Составляя схему движения спирта, оперативники насчитали около 20 крупных и средних оптовиков, которые, естественно, нигде зарегистрированы не были. У каждого из оптовиков было еще три-четыре мелкооптовых цеха, производивших фальсифицированную водку в гаражах и подвалах. Готовая продукция поступала в магазины и ларьки, которых насчитывалось около 400.
Естественно, что при этом ни копейки не поступало в бюджет. Представители Комитета по экономике вместе с сотрудниками УБОП подсчитали, что только одной из подпольных фирм государству был нанесен ущерб в 600 миллионов рублей. Причем все эти цифры носят условный характер, так как оперативники считали убытки исходя из квот спирта, который официально прошел по документам.
"Бескорыстные" чиновники
А что же контролирующие органы? По данным следствия, на "Финансист" работало несколько юридических контор, которые разработали удобную схему на случай незапланированных проверок, о которых, кстати, "фирмачи" всегда знали заранее. Если какие-то чиновники и приходили к ним, то на момент проверки всегда кто-то из представителей предприятия был на месте, и у проверяющих создавалось ощущение, что предприятие работает. А вернее - не работает. Дело в том, что "спиртогоны" тщательно отмечали, в какой день к ним приходила проверка, и потом фиксировали в документах простой. Но уже на следующий день по липовым документам производство опять "работало".
Несколько раз на предприятие приходила с обыском налоговая полиция, которой показывали бумаги, что продукция вывезена. В один прекрасный момент, окончательно обнаглев, "финансисты" заявили проверяющему что-то вроде: "Поймайте сначала, что мы не работаем!"
По российскому законодательству, чтобы внепланово проверить предприятие, нужны основания, а поскольку их нет, то, например, СЭС имеет право только раз в три года проконтролировать предприятие. Другие организации могут проверять раз год. Вот и пришлось правоохранительным органам объединяться против этого "мифического монстра" - фирмы "Финансист", в которой числилось три человека, но на которую работала вся страна.
Схема разоблачения была продумана до мелочей. Велось наблюдение, тщательно фиксировались все детали. В результате выяснились интересные факты. Так, в налоговой инспекции у подпольщиков был свой человек, который сам составлял им отчеты и сам же их принимал. При этом абсолютно все документы, по данным следствия, были фальсифицированы. Также для прикрытия были созданы подставные фирмы, которые якобы покупали произведенную продукцию в виде стеклоочистителя.
Схема работы всей страны
Чтобы полностью накрыть сеть, оперативным сотрудникам пришлось связываться с другими регионами. На все ушло полгода. Были проведены встречные проверки с Новгородом, Москвой, Архангельском и другими регионами. Попутно ловили спиртовозы, ликвидировали подпольные заводы.
Тем временем "Финасист" продолжал работать. В его технологической схеме произошли некоторые изменения. Отныне здесь "производили" стеклоочиститель в 20-литровых бутылках. И никому не приходило в голову, что 20 литров для чистки стекла машины никто покупать не будет. Хотя бы потому, что пользоваться такой тарой неудобно. Делалось это для того, чтобы фирме, исходя из новых больших объемов производства, выделили дополнительные квоты. Благодаря этому "Финансист" снабжал паленой водкой весь Северо-Западный регион, часть продукции поставлял в Центральный район и готовился выйти на Дальний Восток и в Белоруссию.
Чечня
Основатели "Финансиста", подозревая, что за ними следят правоохранительные органы, двинусь на Северный Кавказ, где контроль осуществлять сложнее. К тому же в Северной Осетии у них был филиал, который работал с местными спиртовыми заводами. Не секрет, что в этом регионе контролем левого алкогольного бизнеса занимаются ОПГ, возможно, связанные с боевиками. Есть предположение, что деньги от продажи паленой водки шли на финансирование - преступных группировок, контролирующих один из крупнейших спиртовых заводов региона, а также на производство и реализацию водки на территории Чеченской республики под контролем чеченских преступных группировок.
Новое рождение
"Финансисту" нужно было как-то легализировать полученные средства, для чего было создано легальное производство. Но такого бешеного дохода, как торговля спиртом, оно не давало.
Известно, что в одном из райцентров Ленобласти они закупили производственные площади и собрались выпускать на них медицинские препараты. Это стало известно после того, как администрация города подала в правительство соответствующую заявку. Был уже набран штат сотрудников, который составляли в основном" выпускники института, не имеющее опыта, который требуется для подобного производства.
Скорее всего, все это было затеяно, чтобы в очередной раз получить у правительства России квоты под новую аферу. Похоже, что фирма собиралась преобразоваться в другое предприятие, чтобы не зависеть от Минэкономразвития и Министерства сельского хозяйства, в которых о "Финансисте" уже шла дурная слава.
Начало конца?
Можно сказать, что очередная реформа силовых структур сыграла на руку "финансистам". Дело в том, что правоохранительным органам известны счета, на которых находятся деньги "фирмы. Но статьи 198 и 199 УК РФ "Сокрытие налогов" находились в подследственности налоговой полиции, а значит, другой следователь не имеет права возбудить уголовное дело по этим статьям. Пока еще новая структура войдет в курс дела, да и Государственная дума будет рассматривать вопрос о внесении изменений в УПК только осенью.
Тем не менее операция по задержанию "финансистов" состоялась и прошла тихо и мирно. Оперативники УБОП совместно с налоговой полицией приехали во все адреса фирмы и задержали ее руководителей. При обыске были найдены записи черной бухгалтерии, по которым числилось 400 миллионов нигде не учтенных рублей.
Сейчас возбуждено уголовное дело по ст. 171 УК "Незаконное предпринимательство", но расследование его еще не закончено.
Версия-СПб ,
21.07.2003