На прошлой неделе на летние каникулы отправились депутаты городского парламента. Судя по подведенным ими итогам, они удовлетворены собственной работой. На данном политическом этапе ЗакС сначала стал каким нужно, а потом сделал все, что от него требовалось. После каникул депутаты будут определяться: каким городской парламент станет в дальнейшем.
В новом составе ЗакС отработал чуть больше полугода. Но эти месяцы в иных условиях засчитывались бы и за год, а то и за два. Работа Законодательного собрания третьего созыва проходила в бурной обстановке: 300-летие Петербурга, отставка и дальнейшее назначение Владимира Яковлева, смена полпреда и вообще смена вех. И везде обитатели Мариинского были если не основными, то точно важными участники событий. По словам председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова, "первые месяцы собрание "структурировалось"", причем "в режиме давления" на депутатов ради изменения Устава города и введения третьего срока для губернатора. Однако, по словам спикера, демократия победила - Устав "для одного человека" не был изменен, хотя три заседания и были сорваны.
Собрание пережило два этапа в своей деятельности. Длинный и напряженный - борьбу с третьим сроком Яковлева. И короткий, но насыщенный - удобрение законодательной почвы для новой власти.
После декабрьских выборов состав депутатов обновился всего на треть, и было неясно - за кого будут играть парламентарии. Либо за команду "третьего срока", либо за федералов, с ней борющихся. По составу, заявленным политическим пристрастиям и списку тех, кто оказывал поддержку при избрании, получалось, что у яковлевцев пусть не значительный, но перевес. Однако народные избранники выбрали сильного. Правда, не все и не сразу. Некоторые, как Юрий Рыдник, упирались долго и упорно. Чем это закончилось - хорошо известно.
В результате в ЗакСе образовался нынешний расклад сил. Большинство выступает на стороне федералов, а меньшинство, сначала активно, затем с угасающим упорством ему посопротивлявшись, почти вписалось в новую систему петербургской власти. Когда ЗС-3 не пошел на поводу у Смольного и не стал рассматривать поправки в Устав, стало ясно: власть в городе меняется. Большинство депутатов такие веяния улавливают гораздо раньше, чем средний обыватель. А после того, как "большевики" еще и разделили между собой основные мариинские портфели, перекрыв возможности исполнительной власти провести через ЗакС какие-либо принципиальные решения, время губернатора начало обратный отсчет.
После десантирования в кресло полпреда президента по Северо-Западу Валентины Матвиенко и публичного отказа Владимира Яковлева баллотироваться на третий срок заксовцы быстро и слаженно начали работу по законодательному обеспечению смены власти. Наблюдалась даже некоторая спешка. Так, депутаты приняли в двух чтениях законопроект о совмещении губернаторских выборов с думскими в декабре. Но вскоре стало ясно, что губернатор Яковлев уйдет со своего поста досрочно и выборы нужно проводить еще раньше - осенью. Этот закон был принят даже быстрее, чем предыдущий. Вся эта суета и бурная работа на полпреда дала повод злопыхателям утверждать, что петербургский парламент находится "под внешним управлением Москвы". А это, мол, для законотворческого органа неприемлемо. Другие, менее идеалистически настроенные граждане, говорили, что существовать под "внешним управлением Смольного" тоже не слава богу, однако раньше это мало кого волновало, хотя вреда в противостоянии двух столиц было намного больше. И не только депутатам, а всем жителям города.
Не знаю, насколько положительно повлияет внешнее столичное управление петербургским парламентом на иные сферы городской жизни, но вот в своей непосредственной работе - принятии законов - ЗС-3 намного опередил прошлые созывы. По словам председателя комитета по законодательству Игоря Михайлова, принятие такого большого количества законов за прошедшие полгода связано с тем, что происходила "подчистка задолженностей". То есть принимались законы, готовые еще в прошлом созыве. Однако, по словам Михайлова, до высокой производительности труда питерским парламентариям еще далеко. Правда, не по их вине. В Петербурге 46 процентов законотворческих инициатив вносятся самими депутатами, 28 процентов - органами ЗакСа, 8,2 процента - губернатором, 0,3 процента - почетными гражданами. Но во всех цивилизованных странах все происходит с точностью до наоборот: исполнительная власть является инициатором законотворческих идей.
Под самый конец сессии в городском собрании появилась фракция СПС, что "правые" обещали сделать еще весной. После избрания эспээсовца Юрия Гладкова вице-спикером четверо депутатов никак не могли найти пятого для официальной регистрации фракции. Но вот нашли. Им стал Александр Кущак, известный гибким подходом к собственной политориентации. В прошлый ЗС он избирался как "яблочник", потом перешел в "Единую Россию", попутно развалив фракцию явлинцев, теперь вот стал сторонником Чубайса и Немцова.
Для воцарения новой власти депутаты сделали почти все, и после выборов губернатора им нужно как-то определяться. Либо так и оставаться под внешним управлением, либо попытаться начать самостоятельную игру. У городского парламента не может не быть собственных интересов, да и избиратели выбирали депутатов не только для конструктивного сотрудничества с полпредством и Кремлем. Точнее, вообще не для этого.
МК-СПб ,
9.07.2003