В новом кадровом составе ЗакС отработал чуть больше полугода. Депутаты успели сначала продемонстрировать нежелание "конструктивно сотрудничать" с тогда еще губернатором Владимиром Яковлевым, а потом обеспечить условия наибольшего благоприятствования его самому вероятному преемнику.
Стоит отметить, что борьба парламентариев с бывшим градоначальником состояла даже не в принятии решений, как-то урезающих его полномочия, а в изменении внутренней ситуации в самом Собрании.
Во "втором ЗакСе" Владимир Анатольевич в большинстве случаев имел возможность продавить через депутатский корпус необходимые Смольному решения. В новом же созыве ситуация изменилась кардинально: впервые за все время функционирования городского парламента в нем образовалось устойчивое квалифицированное большинство, сплоченное отрицательным отношением к городскому голове.
Представители большинства, поделив после непродолжительной склоки с редеющими сторонниками губернатора все основные мариинские посты, фактически свели на нет возможность уходящей исполнительной власти провести через ЗакС какие-либо принципиальные решения.
Точку в истории "парламентского сопротивления" поставил судебный вердикт, лишивший депутатского мандата Юрия Рыдника. С ним просмольнинское меньшинство потеряло не только духовного лидера, но и, похоже, дополнительный финансовый источник.
После окончательного перелома ситуации работа по подготовке города к следующим губернаторским выборам начала обретать форму конкретных решений. За достаточно короткий срок парламентарии сначала успели пригрозить Владимиру Яковлеву совмещением губернаторских выборов с декабрьскими думскими, приняв соответствующий законопроект в двух чтениях. А после того как необходимость в этом проекте отпала (в связи с добровольным убытием градоначальника), ЗакС успел в экстренном темпе проштамповать закон о выборах губернатора и назначить дату выборов на 21 сентября.
Помимо этого, парламентарии постарались очертить для будущего градоначальника и новые, более вольготные условия работы, разработав пакет поправок к петербургскому Уставу.
Впрочем, стоит отметить и зарождение в третьем ЗакСе под конец сессии новой тенденции - осознание и формулирование заксовскими и околозаксовскими группами влияния собственных политических интересов, не всегда совпадающих с "руководящим и направляющим курсом".
Одним из симптомов этого стал разработанный СПС альтернативный проект поправок в Устав. В нем, в частности, заложена вполне логичная для нынешней политической ситуации норма, предусматривающая разделение постов губернатора и главы городского правительства. Известно, что в полпредстве к подобной политической конфигурации относятся весьма прохладно. Тем не менее, вопрос в политическую повестку дня все-таки внесен.
Судя по всему, осень для городских парламентариев обещает стать бурной. Отметим, кстати, что дата первого постканикулярного заседания ЗакСа пока не определена.
Дело ,
7.07.2003