Под угрозой срыва оказался один из крупнейших экспортных контрактов России - на поставку двух эсминцев для Китая. Разногласия между петербургскими судостроительными предприятиями «Северной верфью» и «Балтийским заводом» могут стоить стране порядка 1,4 миллиарда долларов.
Проблемы с постройкой этих кораблей начались с момента подписания контракта. Договор на поставку двух эсминцев проекта 956ЭМ был подписан "Рособоронэкспортом" в январе 2002 года. После проведенного тендера комиссия под председательством Ильи Клебанова с участием представителей "Рособоронэкспорта", "Россудостроения" и Комитета по военно-техническому сотрудничеству рекомендовала разместить заказ на ОАО «Балтийский завод». Против высказалось командование ВМФ России. Главным аргументом моряков было то, что "Балтийский завод" подобные эсминцы никогда не строил. В ситуацию пришлось вмешаться лично Михаилу Касьянову.
В итоге "Россудостроение" определило исполнителем контракта ОАО «Северная верфь», которое в 2000 году уже построило для Китая два таких же эсминца. "Балтийскому заводу" вместо миллиардного контракта досталась лишь его смежная часть на поставку 8 главных котлов.
Первый эсминец заказчику должны были сдать к декабрю 2003 года. Но уже сейчас исполнение контракта задерживается на 3--4 месяца. По мнению руководства «Северной верфи», вина лежит на смежниках - «Балтийском заводе». «Балтзаводу» оплатили поставку главных котлов, которые должны были появиться на эсминцах еще в феврале-марте. Но котлов до сих пор нет.
Гендиректор «Северной верфи» Валерий Венков не смог самостоятельно повлиять на коллег-судостроителей и обратился с жалобами в "Россудостроение", "Рособоронэкспорт" и даже в правительство России. «Все указания органов государственной исполнительной власти о незамедлительной поставке котлов монополист-производитель полностью игнорирует, сознательно срывая исполнение международных обязательств государства и занимаясь шантажом», - заявил Валерий Венков.
По мнению же гендиректора Балтийского завода Олега Шуляковского, руководство «Северной верфи» "фактически пошло на подлог". По условиям контракта эсминцы должны были строиться из новых деталей и агрегатов. На деле же их собирают из деталей, которые хранятся на складах с конца 80-х или снимают со списанных российских эсминцев. По словам руководителя "Балтзавода", поставка котлов сегодня невозможна из-за того, что нельзя новые котлы устанавливать вместе со старыми генераторами, парогенераторами и турбинами. Поломка любого из этих агрегатов может привести не только к выводу из строя самого котла, но и к серьезным авариям с человеческими жертвами. Нести за это ответственность, по словам Шуляковского, "Балтзавод" не собирается.
Вряд ли конфликт двух конкурирующих судостроительных предприятий удастся решить без вмешательства руководства страны. Кроме "Балтзавода", пресловутые котлы никто не делает. Олег Шуляковский готов раcторгнуть контракт на поставку котлов и вернуть все деньги "Северной верфи".
В "Рособоронэкспорте" пока никак не комментируют сложившуюся ситуацию. Информация по всем контрактам с Китаем сообщается только после подписания договоров или их выполнения, но никогда в процессе выполнения. В любом случае ответственность за срыв контракта ляжет именно на госпосредника.
Газета ,
5.07.2003