Желающих контролировать появление наружной рекламы в Петербурге становится все больше. На прошлой неделе о своих притязаниях заявил комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Не стоит сомневаться: с приближением выборов "рекламный вопрос" будет обретать все большую остроту.
Вопрос о состоянии наружной рекламы был одним из пунктов повестки дня на прошедшем во вторник заседании городского штаба по благоустройству (ГШБ). Принятое там решение выглядит достаточно оригинально: размещение в городе новых рекламоносителей впредь должно согласовываться с КБДХ - во избежание проблем с очисткой тротуаров и косьбой газонов.
Впрочем, это решение, похоже, - лишь цветочки. В ходе заседания ГШБ в очередной раз заговорили о качестве самих рекламных изображений, появляющихся на городских улицах.
Главный художник города Иван Уралов выступил активным лоббистом усиления контроля за содержанием рекламных плакатов. Нам он так пояснил свою позицию: "Дело не во мне и даже не в комитете по градостроительству и архитектуре. Вся городская общественность возмущена хамством той рекламы, которая появляется в Петербурге. Ну, не может на Невском проспекте быть рекламы публичного дома!"
В свою очередь, глава Городского центра размещения рекламы (ГУП "ГЦРР") Андрей Шмаков объяснил, что "вопрос о цензуре рекламы в городе всплывает с завидной регулярностью. Но действующее законодательство запрещает органам власти субъектов Федерации вмешиваться в содержание рекламы. Да, она может кому-то не нравиться. Но в этом случае следует обращаться в местное управление по антимонопольной политике или в общественный совет по рекламе".
Отметим, что ГЦРР является крупнейшим игроком на городском рынке наружной рекламы - в его ведении (по оценкам представителей самого центра) находится 95-97% наземной рекламы, а также 75-85% носителей на стенах и крышах городских зданий. Дело в том, что Смольный передал ГЦРР право заключать от имени города договоры размещения наружной рекламы (это право закреплено постановлением городского правительства, изданным в октябре 1996 года).
Между ГЦРР и юридическими (физическими) лицами, желающими поведать миру о себе, существуют 49 посредников, которые, по договору с центром, арендуют у него рекламоносители. По состоянию на 1 июня 2003 года, в Петербурге - 21 179 носителей различных типов и размеров: перетяжки, настенные панно, щиты и тумбы. Прибыль за предоставление мест под рекламу ГЦРР перечисляет в бюджет города (в прошлом году эта сумма составила $ 11,2 млн.).
ГУП находится в сфере ведения смольнинского комитета по печати и его главы Ирины Потехиной. Недоброжелатели часто упрекают в слишком большом интересе к этому рынку бывшего вице-губернатора Александра Потехина.
Этот расклад особенно важен сейчас, в преддверии приближающихся выборов властей различных уровней: разрешительная виза на размещение рекламы в этих условиях будет цениться все больше. В самом ГЦРР утверждают, что наружка - высокоэффективное орудие (не случайно в 2002 году на ее долю пришлось 30% от всего "рекламного пирога" Петербурга). "Если теле- или радиоканал можно переключить, когда начинается реклама, то перетяжку перед светофором не выключишь".
Дело ,
30.06.2003