2 октября прошлого года сработало самодельное взрывное устройство на борту танкера "Гага", принадлежащего компании "Орлан-Эко". В результате взрыва погибли два человека, пострадали несколько пожарных, а в акваторию порта вылилось около 1 000 тонн нефтесодержащих вод. 15 мая этого года был убит капитан порта Михаил Синельников, причем это убийство носило очевидно заказной характер - преступники не пытались ограбить свою жертву. Подкараулили, проломили голову и сбежали. Незадолго до смерти у Михаила Синельникова был серьезный конфликт с совладельцем "Орлан-Эко" Валерием Зеленко. А через несколько дней сотрудники транспортной милиции задержали Валерия Зеленко в связи с обнаружением в его автомобиле 650 граммов героина. Для бизнесмена его уровня ситуация, прямо скажем, сногсшибательная. Сотрудники Агентства журналистских расследований попытались разобраться в этих событиях.
1300 доз
22 мая сотрудники оперативно-розыскного бюро Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте (СЗ УВДТ) провели интересное мероприятие. Видимо, реализуя полученную от секретных источников оперативную информацию, они задержали очень известного в портовом бизнесе человека - совладельца бункерной компании "Орлан-Эко" Валерия Зеленко. Задержали не просто так - под водительским сиденьем принадлежащего бизнесмену джипа "Тойота Ленд-Крузер" обнаружился пакетик с 650 граммами героина. Героин, естественно, изъяли с соблюдением всех положенных в таких случаях формальностей, по факту возбудили уголовное дело, а Валерия Зеленко отпустили без предъявления обвинения. Наша правоохранительная система все-таки гуманная: вдруг наркотик бизнесмену подсунули недобросовестные конкуренты? Тем более что дверной замок джипа носил явные следы взлома, а специалисты полагают, что при минимальных навыках вскрыть тойотовский замок совсем не сложно, несмотря на неприступно-шикарный вид такого автомобиля.
С другой стороны, рыночная стоимость 650 граммов героина, в зависимости от этапа, на котором наркотик изъят (у конечного продавца на рынке дешевле, потому что героин там уже разведенный), может превышать 10 тысяч долларов. 650 граммов хватает на 1 300 доз для среднестатистического наркомана. Эта находка - серьезная, очень серьезная, так что сотрудники транспортной милиции - молодцы. Теперь дело за следствием: возбужденное по факту обнаружения злополучного пакетика уголовное дело обязательно должно быть доведено до конца. Бизнесмен Валерий Зеленко является подпольным наркоторговцем? Тогда ему место не в порту, а в местах лишения свободы. Или наркотик ему подсунули, своевременно проинформировав об этом сотруднико в милиции? Тогда оперативникам и карты в руки: соответствующее агентурное донесение должно быть надлежащим образом оформлено - полчаса работы в архиве, и соучастника этого преступления можно вести в кабинет к следователю. Ему и его сообщникам тоже давно пора разместиться в одном из курортов Магаданской области.
В любом случае это уголовное дело не должно быть прекращено в связи с отсутствием чего-то там, записанного в Уголовно-процессуальном кодексе. Тут, господа офицеры, все присутствует, не позорьте свои погоны! А то по городу уже ползут слухи о том, будто сотрудники транспортной милиции при недавнем задержании на Балтийской таможне контрабандного героина оформили не всю партию - кое-что оставили для "оперативных целей"...
Конечно, слухи - они и есть слухи, но дыма-то, как известно, без огня не бывает.
Борьба с капитаном
С Валерием Ивановичем Зеленко мы пили кофе дня за три до задержания, и настроение у него было отвратительное. За день до нашей встречи в подъезде своего дома был обнаружен труп капитана петербургского Морского порта Михаила Синельникова - так и не установленный преступник проломил ему голову железным прутом, схватил папку с документами и скрылся, не заинтересовавшись, например, деньгами своей жертвы. В общем, классическая "заказуха", которая, скорее всего, нанесет очередной непоправимый удар по раскрываемости "убойного" отдела Петроградского РУВД. Возвращаясь к нашей встрече с Валерием Зеленко - плохое настроение бизнесмена было связано с убийством капитана порта напрямую.
Валерий Иванович ожидал, что будет арестован по обвинению в организации этого преступления, потому что незадолго до трагической гибели Синельникова (это, кстати, первый в России случай убийства капитана порта) между покойным и Валерием Зеленко был очень серьезный конфликт. Когда несколько дней спустя Валерия Ивановича встретили у подъезда опера, он так и подумал - будут "колоть" на убийство Синельникова. Получился "несолидняк" - наркотики. Хорошо еще, что не изнасилование, а то совсем бы уважать перестали. Между тем конфликт Зеленко - Синельников весьма интересен и даже в чем-то поучителен.
Перед нами письмо, которое пару месяцев назад Валерий Зеленко отправил председателю питерского Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову. Суть достаточно объемного текста - история преследований капитаном порта Синельниковым компании "Орлан-Эко", интересы которой в этой неравной борьбе представлял Валерий Зеленко. Вот как видится отношение Михаила Синельникова к "Орлану" герою нашей публикации.
2 октября 2002 года. На принадлежащем "Орлану" теплоходе "Гага" происходит взрыв, из-за которого возникает пожар, все вместе приводит к очень серьезным последствиям: гибнут люди, в акваторию порта выливается около 1 000 тонн нефтесодержащих вод, средства массовой информации не без оснований говорят об экологической катастрофе. На следующий день капитан порта Синельников запрещает всем судам "Орлан-Эко" плавать в порту, что тормозит, в том числе, и аварийно-спасательные работы, которые "Орлан" собирался проводить собственными силами. Мотивы, которыми руководствовался капитан, понять трудно: даже если во взрыве на "Гаге" и виноваты руководители "Орлана" (разгильдяйство капитана судна и так далее), все равно не было оснований думать, что следом за "Гагой" взорвутся остальные восемь теплоходов "Орлана". А ущерб "Орлану" своим запретом Михаил Синельников нанес огромный.
13 октября капитан порта запретил судам "Орлана" проводить грузовые и иные операции в петербургском порту до окончания расследования уголовного дела, возбужденного по факту злополучного взрыва. Данный запрет Валерий Зеленко оспорил в Арбитражном суде, что особой пользы "Орлану" не принесло.
4 марта 2003 года Михаил Синельников издал новый запрет - о перемещении судов компании "Орлан-Эко" по акватории завода "Северная верфь", что фактически означало запрет судам "Орлана" подходить к месту своего базирования. Это распоряжение также было обжаловано в Арбитражном суде, но все равно продолжало действовать. Это особенно странно, если учесть, что к 4 марта 2003 года уже всем было ясно, что взрыв на "Гаге" - результат срабатывания самодельного взрывного устройства, а не разгильдяйства команды или представителей судовладельца. В марте 2003 года капитан порта уже не мог мотивировать свои действия по отношению к "Орлану" соображениями безопасности мореплавания - в рамках уголовного дела, возбужденного по факту взрыва на "Гаге", компания "Орлан-Эко" к тому времени была официально признана потерпевшей.
В письме Валерия Зеленко, адресованном председателю Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову, перечислено еще немало действий капитана Синельникова в отношении "Орлана". Мы не будем анализировать их с точки зрения законности - капитану порта виднее, зачем он совершает те или иные поступки. Ясно другое: Михаил Синельников целенаправленно выдавливал "Орлан-Эко" из портового бизнеса, а хозяева "Орлана" воспринимали эти действия как исполнение заказа со стороны их конкурентов:
- Посудите сами, - рассказал автору этих строк Валерий Зеленко, - какая складывается картина. В конце прошлого года наши конкуренты решили выдавить "Орлан-Эко" из бункеровочного бизнеса. Они организовали взрыв на нашем судне, что привело к серьезному загрязнению акватории порта, в чем все, естественно, обвинили нас - ведь милицейская экспертиза установила следы взрывного устройства намного позже. А тогда у капитана порта Михаила Синельникова появились формальные основания обрушиться на нашу компанию, чем он и воспользовался в полной мере. Я уверен, что он действовал в интересах наших конкурентов, а именно - членов так называемого Бункерного клуба, и вот его находят убитым в подъезде. Кто "воевал" с капитаном порта от имени "Орлана"? Валерий Зеленко. Кого теперь обвинят в организации его убийства? Меня же, Валерия Зеленко...
Конечно же, тот разговор носил эмоциональный характер, после известия об убийстве капитана порта все были в шоке, и Валерий Иванович, что называется, сгущал краски. Однако слухи о его причастности к убийству Синельникова действительно просочились в средства массовой информации, причем мы предполагаем, кто именно распускал их и почему. "Кто" - расскажем позже, а "почему" - очень просто: у компании "Орлан-Эко" сменились хозяева, Валерий Зеленко оказался "в оппозиции", его уволили с поста заместителя генерального директора компании и пытаются выдавить из состава ее акционеров. Эти события развиваются с середины апреля, с тех пор Валерий Зеленко борется за собственную роль в "Орлане", а не за роль "Орлана" в порту, соответственно, за месяц до убийства капитана порта его судьба Валерию Зеленко перестала быть интересной.
"Контур" для мракобеса
Самые удивительные слухи про Валерия Зеленко распространяет генеральный директор ООО "Контур СПб" Александр Терентьев, который встречался с нашим корреспондентом в офисе "Орлан-Эко", в бывшем рабочем кабинете Валерия Зеленко, где теперь красуются флаги компаний "Контур" и "Гринвей" (владелец "Контура"). Вот эти слухи.
Будто бы на рабочем месте Валерия Зеленко имелись две баночки, в которых среди мокрых скомканных бумажек Валерий Иванович хранил очень необычные вещи, в частности фотографию капитана порта Синельникова, судя по всему, прошедшую ритуальное сожжение - с обугленными краями и надписью от руки "исчезни!". А еще Александр Сергеевич рассказывает, что в кабинете Зеленко были обнаружены заговоренный (!) устав ЗАО "Орлан-Эко" и крайне подозрительный листок бумаги с текстом на непонятном языке - по мнению Терентьева, то ли молитвой, то ли заговором.
Нам думается, причина всех этих кошмаров имеет совершенно немистический характер. Просто хозяевам стивидорной компании "Контур" захотелось стать еще и хозяевами "Орлана", но не совсем получается. Сначала они вели переговоры с тем же Валерием Зеленко и другими его коммерческими партнерами, предлагали продать акции - Валерий Иванович отказался, видимо, кто-то согласился. 14 апреля в "Орлане" сменилась власть - бывшие акционеры пришли в новом качестве, в сопровождении почти двух десятков сотрудников охранного предприятия "Аргус" (кстати, тесно сотрудничающего с "Контуром"). Зеленко перестали пускать на его рабочее место, не помогли даже официальные обращения к новому руководству фирмы и во всякие другие инстанции. И, пожалуй, Валерий Иванович сидел бы сейчас в очереди на бирже труда, когда бы не одно житейское обстоятельство.
У двоих из трех акционеров "Орлана" весьма непростые отношения с собственными женами, а Семейный кодекс требует от супругов официально согласовывать друг с другом такие крупные сделки, как, например, продажу или покупку акций предприятий. В нашем случае жены двоих соучредителей "Орлана" через суды наложили арест на акции своих мужей, в результате чего законность смены хозяев "Орлана" оказалась под большим и отвратительным, с точки зрения руководителей "Контура", знаком вопроса. Валерий Зеленко это отлично знал и знанием своим умело воспользовался. Он оказался обладателем самого большого числа голосующих акций, благодаря чему сумел сам организовать внеочередное собрание акционеров компании "Орлан-Эко", на котором сам себя избрал генеральным директором! Юристы говорят, что, с точки зрения действующего законодательства, данное собрание проведено безупречно.
Это собрание акционеров произошло 26 мая, про эту дату многие люди знали заранее, и вот что удивительно: за один рабочий день до собрания Валерия Зеленко задержали в рамках уголовного дела, возбужденного по факту обнаружения в его машине 650 граммов героина. Вы верите в случайность такого совпадения?
Конечно же, Валерий Зеленко оказался в центре всех этих событий случайно. Представляя компанию "Орлан-Эко", он столкнулся с сильным давлением со стороны администрации порта, по его мнению, инициированным его конкурентами. Одновременно Валерий Зеленко столкнулся с попыткой отобрать у него бизнес, с чем он и связывает обнаружение в его машине пакетика с героином. Сложилось так, что именно благодаря его участию ситуация в нашем Морском порту проявила себя с самой безобразной стороны. Взрыв на судне, груженном топливом, погибшие члены команды, обожженные пожарные, проломленная киллером голова капитана порта, подброшенные наркотики - вот способы, которыми крупные портовые компании решают свои проблемы в начале ХХI века в одном из крупнейших городов Европы. И на этом фоне - полная бездеятельность правоохранительных органов. Ни одно из возбужденных по этим фактам уголовных дел не доведено до суда.
Из-под сиденья этого джипа был изъят героин. После этого Валерий Зеленко ездит с охраной и избегает фотокамер - боится провокаций
Ваш тайный советник ,
25.06.2003