Запущенный Кремлем механизм досрочной смены петербургской власти на минувшей неделе отработал как часы. Вопрос в том, сохранится ли эта тенденция в ближайшие дни.
То, что в Москве хотят, чтобы губернаторские перевыборы в Петербурге прошли 21 сентября, стало известно еще в конце апреля. И именно выбор этой даты определил всю последовательность дальнейших городских событий.
Четверг, 3 июня, - это, формально, последний день, когда депутаты могут назначить выборы на 21 сентября. Ибо, по закону, между принятием решения и датой самого голосования должно пройти не меньше 80 и не больше 100 дней. А лаг между подписанием нового закона о выборах градоначальника и его вступлением в силу, в свою очередь, составляет 10 дней.
Однако здесь есть еще одна тонкость. По закону, между отречением губернатора и назначением ЗакСом досрочных выборов должно пройти не более 14 дней. Значит, искомый deadline для парламентариев сдвигается со среды на понедельник, 30 июня.
Остается сопоставить цифры, чтобы понять: для выполнения договоренностей с Кремлем, Владимир Яковлев должен был уйти не позже 17 июня. Но он не стал тянуть до последнего - историческое событие произошло все-таки 16 июня. Свою часть работы вовремя выполнили и парламентарии, успев принять выборный закон в третьем, решающем, чтении в среду, 18 июня. В тот же день его подписал превратившийся в и.о. губернатора начальник смольнинской канцелярии Александр Беглов. (Забавно, кстати, что трансформация Беглова затянулась почти на двое суток - в его аппарате постановление о временной передаче полномочий главы города не могли получить до середины среды). Тем не менее, к концу рабочего дня этот документ до Беглова все же дошел, выборный закон был немедленно подписан новым городским головой и уже на следующий день, в четверг, опубликован.
В силу он вступит в воскресенье, 29 июня. А уже 30-го парламентарии должны собраться на внеочередное заседание, дабы назначить дату выборов.
Впрочем, некоторые брожения как в депутатских рядах, так и среди интересантов извне Мариинского дворца оставляют возможность того, что в понедельник свое главное решение ЗакС принять не сможет. В таком случае полномочия по определению выборной даты переходят к горизбиркому (если его члены подсуетятся и успеют принять решение до 3 июля, к урнам петербуржцы все-таки пойдут 21 сентября).
Сам же одобренный ЗакСом на минувшей неделе новый закон о выборах петербургского губернатора при учете нынешней - весьма непростой - политической ситуации кажется приемлемым: он все же не выглядит безусловно сочиненным под одного конкретного претендента.
Одним из своих основных успехов законодатели считают норму закона (статья 31), предписывающую кандидатам, занимающим государственные должности (в том числе и госчиновникам категории "А"), уходить в отпуск на время выборной кампании.
Подразумевается, что в такой редакции эта норма затронет и действующего президентского полпреда - если она, конечно, примет для себя трудное решение баллотироваться.
Весьма знаменательно также, что, по сравнению с предыдущей версией закона, в тексте появилась норма (ст. 41) об обязательности проведения теледебатов перед вторым туром голосования (если до него, конечно, дойдет).
По сравнению с первой редакцией закона, серьезно увеличился объем избирательного фонда кандидата. Ст. 47 предусматривает, что он не должен превышать 500 тысяч МРОТ. Получается, что максимальная цена губернаторских выборов, по версии закона, не может превышать $ 1,6 млн. Этого, ясное дело, на нормальную кампанию не хватит, но все-таки лучше, чем заложенные в первом варианте закона 3 тысячи у.е.
Наибольшие споры при принятии закона вызвала, пожалуй, его 57-я статья, определяющая минимальный порог явки на выборы 20 процентами. Конечно, выбор, сделанный такой долей горожан, вряд ли можно будет назвать репрезентативным. Но заметим, что в Петербурге выборы городского головы традиционно вызывают у электората интерес. Следовательно, все-таки можно надеяться на более серьезную избирательную активность.
Дело ,
24.06.2003