Последний год правления Владимира Анатольевича Законодательное Собрание с большой опаской воспринимало любые попытки внести какие-либо правки в городскую конституцию. Ведь для губернатора жизненно важным было изменение той нормы Устава, которая ограничивала число губернаторских сроков. Поэтому считалось, что обсуждение даже самого безобидного изменения главного городского закона может повлечь за собой "распечатывание Устава", а значит, и попытку Смольного скорректировать столь болезненную для себя норму.
Однако за последние месяцы политическая ситуация успела кардинально поменяться. С укреплением позиций нового претендента на губернаторство возникла и целесообразность уставных изменений.
Стоит отметить, что изначальные планы исправления местной конституции были исключительно глобальны. Согласно версиям, опубликованным в нескольких СМИ, уставные ревизионисты планировали лишить депутатов права увольнять в отставку вице-губернаторов, вызывать чиновников Смольного к себе на ковер, отправлять в адрес губернатора депутатские запросы. Другой же неприятный для Смольного орган - Уставный суд - якобы планировалось сократить по составу (5 судей вместо 7), а эту пятерку должен был бы назначать губернатор, а не ЗакС, как это делается сейчас.
Впрочем, все эти версии оказались несостоятельными. Вынесенные на рассмотрение Собрания уставные поправки касаются, по сути дела, лишь деятельности городской исполнительной власти.
Согласно нынешней редакции Устава, высшим исполнительным органом власти Петербурга является администрация города. А правительство является лишь структурным подразделением этой администрации. Эту норму планируется изменить в первую очередь, придав правительству статус высшего исполнительного органа власти Петербурга. Оно в таком случае приобретает все права юридического лица, а понятие "администрация" отменяется в принципе.
В состав правительства, по новой задумке, будут входить все вице-губернаторы и председатели смольнинских комитетов (сегодня этот орган состоит только из вице-губернаторов). Причем их количество прописывать в Уставе не планируется - это решение предлагается отдать на откуп главе города.
Важно, что, согласно новой уставной редакции, кандидатуры вице-губернаторов будет необходимо согласовывать с ЗакСом - так делается и сейчас. Однако назначения на посты глав комитетов не надо будет закреплять решением депутатов. При этом председатели комитетов будут обладать в правительстве правом решающего голоса, равным вице-губернаторскому.
Принципиально важно то, что городское правительство планируется наделить правом издавать постановления и распоряжения (они будут выходить в свет за подписью губернатора, остающегося высшим должностным лицом Петербурга). А сам градоначальник, несмотря на все уставные корректировки, также сохранит право самостоятельно выпускать постановления и распоряжения. Таким образом, городской голова выступит как бы в двух ипостасях: одновременно он оказывается и губернатором, и главой городского правительства.
Скептики опасаются, что смысл этой комбинации кроется в хитрой задумке: закрепить за правительством возможность издавать нормативно-правовые акты (сейчас и губернатор, и его администрация этого делать не могут). Однако авторы проекта уставных изменений такой вариант отвергают наотрез.
И еще одна новинка. В Уставе планируется прописать, что губернатор "имеет право образовывать территориальные органы исполнительной власти". Формулировка "имеет право" избрана не случайно. Глава города, таким образом, получает возможность либо вообще их не создавать, либо, во всяком случае, отойти от нынешней формы территориальных управлений. Вероятнее всего, эта свобода маневра предусматривается в связи с грядущим изменением системы местного самоуправления в Петербурге.
Игорь Михайлов, председатель комитета по законодательству ЗакСа
- Необходимость изменить Устав назрела уже давно. Но Петербург, дорожа своим неопределенным "особым статусом", долго не хотел осознать, что уже вырос из прежней редакции собственной конституции. Готовящаяся корректировка Устава касается исключительно городской исполнительной власти. Цель - упростить исполнительную систему, сделать ее эффективно управляемой и понятной для петербуржцев. Нужно это еще и для того, чтобы указание высшего должностного лица проходило как можно меньше структур, прежде чем оно исполнится. К тому же систематизация структур исполнительной власти облегчит контроль за их деятельностью.
Дело ,
16.06.2003