Строительство гипермаркетов стало одним из самых модных направлений торгового девелопмента в Петербурге. На 2003 - 2004 гг. намечено открытие не менее 10 таких объектов. Однако пока этот сектор рынка находится еще на начальной стадии развития, поэтому, по мнению экспертов, конкуренция в ближайшие 3 - 4 года обещает быть низкой.
Первые петербургские гипермаркеты были созданы отечественными инвесторами. Международные сети начали осваивать местный рынок только в прошлом году. Пока наиболее успешно это получается у METRO. Первый магазин формата cash & carry заработал в Петербурге 29 апреля, второй объект 100% -ная "дочка" немецкой компании ООО "Метро Кэш энд Керри" планирует запустить в июне.
Первенец METRO расположен в спальном Приморском районе, на Комендантском пр. , 3. Петербургская администрация выделила "Метро Кэш энд Керри" участок площадью 5,8 га. Право застройки город оценил в $1,62 млн. Половину этой суммы инвестор перечисляет в бюджет, а остальные средства должен потратить на строительство дорог в соседних кварталах. Общая стоимость проекта составила 25 млн евро. Расчетный срок окупаемости - 8 - 10 лет.
Площадь магазина - около 16 000 кв. м, торговая - 9100 кв. м, зал оборудован 40 кассами, паркинг рассчитан на 972 места. По прогнозу, годовой оборот мелкооптового центра составит 70 млн евро. В ассортименте - 11 000 продовольственных товаров и 9000 непродовольственных. Среди поставщиков продуктов преобладают российские предприятия.
Торговый центр METRO обслуживает только юридических лиц и частных предпринимателей по специальным карточкам. Однако, поскольку на одну компанию можно получить несколько пропусков, работающие петербуржцы не растерялись и, оформив карточку через родную фирму, спокойно отовариваются в новом магазине.
Второй торговый центр с аналогичными параметрами ООО "Метро Кэш энд Керри" откроет на пр. Косыгина (недалеко от ст. м. "Ладожская"). Место для третьего уже определено на Пулковском шоссе. На трех магазинах METRO в Петербурге пока и остановится.
Среди других международных сетевиков, которые уже заинтересовались Северной Пальмирой, - турецкая "Рамэнка" и французский Auchan.
Гипермаркет "Рамстор" войдет в состав одноименного торгового центра, который проектируется в Приморском районе города, на Коломяжском проспекте. Однако турецкие инвесторы пока не получили окончательного разрешения на строительство, поэтому "Рамстор" появится в Петербурге не раньше, чем в 2004 г. Auchan выступит в роли "якоря" и стратегического инвестора торгово-развлекательного комплекса площадью 100 000 кв. м в Московском районе, на пр. Космонавтов. Застройщик и генподрядчик этого объекта - французская компания Vinci Construction Grands Projects. Весной архитектурный облик комплекса был одобрен петербургскими властями. Строительство на участке 24,2 га должно начаться уже в этом году. Ориентировочная стоимость работ - более $33 млн.
Местные операторы в отличие от иностранных уже поставили возведение крупных торговых объектов, подходящих под определение гипермаркетов, на поток. В мае компания "Лента cash & carry" заложила фундамент своего шестого магазина. Территорию под строительство площадью 8 га на Таллинском шоссе (Старо-Паново) инвестор приобрел в собственность на вторичном рынке - у совхоза "Предпортовый". Участок относился к категории сельхозугодий, и "Лента" вынуждена была менять его целевое назначение. Строительство должно завершиться к новому году. Магазин выдержан в традиционном формате "Ленты". Общая площадь гипермаркета составит 12 000 кв. м. Складские площади фактически отсутствуют. В здании предусмотрены пекарня и кулинарный цех. Паркинг для покупателей рассчитан на 1100 - 1200 машин. Ассортимент тоже стандартный. Кроме продуктов (около 6000 наименований) здесь будут продаваться предметы домашнего обихода, бытовая электроника и пр. (еще примерно 2500 позиций). Объем инвестиций в проект - $12 млн (без стоимости земли). Еще один участок торговцы недавно купили в поселке Шушары, на пересечении Московского шоссе и будущей КАД. Строительство на этой территории начнется уже летом.
Сейчас в городе функционируют три торговых центра под вывеской "Лента". Они обслуживают как оптовых, так и розничных покупателей, цены для которых не отличаются. Этой весной магазины перешли на круглосуточную работу из-за хронических очередей и нехватки места на парковках. Всего "Лента сash & carry" намерена построить 10 объектов в разных районах города. Генеральный директор этой компании Олег Жеребцов рассчитывает вводить по два гипермаркета в год. При реализации проектов "Лента" использует кредиты российских банков (ПСБ, Балтийского банка, УралСибБанка). В структуре инвестиций доля заемных средств достигает 50%.
В мае второй гипермаркет под названием "О'Кей" открыла компания "Лиат-Дикси". Он заработал в окраинном Красносельском районе, на перекрестке пр. Маршала Жукова и ул. Маршала Казакова. Общая площадь комплекса - 15 000 кв. м. На 6000 кв. м расположился торговый зал гипермаркета. Еще 3000 кв. м сданы в аренду под разнообразные магазины, предприятия сферы услуг и общепит (например, около 400 кв. м в "О'Кей" занял "Макдоналдс").
Стоимость проекта - $10 млн. Стратегический инвестор сети "О'Кей" - люксембургская компания DORINDA HOLDING, работающая в основном с пенсионными фондами.
Третий "О'Кей" откроется уже летом в Московском районе, четвертый задуман в Приморском. А под пятый - самый крупный магазин - фирма "Лиат-Дикси" купила в собственность у завода "Электросила" участок в 4,1 га прямо на правительственной трассе - Московском проспекте. Сумма сделки, по неподтвержденным данным, составила $126 за 1 кв. м. Общая площадь будущего комплекса - 30 000 кв. м, а его строительство и оборудование обойдутся уже в $25 млн.
Весной компания "Агроторг" (владелец сети магазинов "Пятерочка") объявила о своем намерении строить в Петербурге не только универсамы экономкласса, но и гипермаркеты. Три таких объекта "Агроторг" хотел бы запустить уже в 2004 г. Название будущей сети и расположение магазинов пока держатся в секрете. Площадь каждого составит от 10 000 до 15 000 кв. м, а стоимость - от $8 млн до $12 млн. В ассортименте - 10 000 - 12 000 товарных позиций. Вице-президент "Агроторга" Феликс Стетой считает строительство гипермаркетов закономерным этапом развития компании, которая начинала с небольших магазинов-дискаунтеров.
Ведомости ,
10.06.2003