5 мая на заседании Законодательного собрания вице-губернатор Петербурга Анна Маркова заявила о том, что обязательно будет баллотироваться в губернаторы города, когда бы выборы не состоялись. Свое выступление с трибуны Мариинского дворца Анна Борисовна сопроводила рядом эмоциональных заявлений, которые могут рассматриваться либо как неплохая первая PR-акция, либо как крик отчаяния.
Прежде всего, о самом решении идти в губернаторы. Анна Маркова, в принципе, давно рассматривалась аналитиками как один из наиболее возможных кандидатов в градоправители. После отказа Владимира Яковлева бороться за третий срок, считалось, что именно Анна Борисовна станет тем кандидатом, которого действующий губернатор объявит своим преемником и поддержит административным ресурсом, имеющимся у него. Об этом говорила, в частности, возросшая в последнее время активность появления вице-губернатора в народе и в СМИ при полном отсутствии таковой у каких-либо иных сторонников Яковлева. Хотя по роду своей деятельности Анна Маркова итак не могла пожаловаться на отсутствие к ней внимания. Напомним, что в городском правительстве она отвечает, например, за вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных структур, с решением кризисных и чрезвычайных ситуаций. Кроме того администрация выдвинула ее своим представителем в Законодательном собрании – по существу на передний край открытой политической борьбы за распределение (захват или удержание) властных полномочий между Смольным и полпредством.
Нельзя сказать, что Анна Маркова в этих ипостасях запомнилась чем-то выдающимся. Но, тем не менее, Анну Борисовну знают в Петербурге, и никакого компромата на ее деятельность пока не замечено. Так что решение пойти в губернаторы вполне обоснованно и логично, надо лишь дождаться реакции Смольного – это ли тот преемник, о котором так долго и авторитетно говорил уважаемый Владимир Анатольевич.
Все бы ничего - ведь каждый, а тем более человек, имеющий серьезный вес в городе, имеет право попробовать стать губернатором. Но - свое официально-эмоциональное заявление Анна Маркова сопроводила рядом таких подробностей из политической жизни города, что, похоже, петербуржцам пора прощаться с демократией. По крайней мере, с «главным оплотом демократии – свободными выборами». И единственная надежда на лучшее – поддержать Анну Борисовну (и все прогрессивное человечество) в борьбе с неким «одним человеком», предвыборная кампания которого ведется уже два месяца.
Нет нужды объяснять, кого именно имела в виду Анна Маркова под этим неназванным «одним человеком». Конечно, нового полпреда президента по СЗФО Валентину Матвиенко. И, пожалуй, трудно не согласиться с Анной Марковой, что все деяния полпреда на берегах Невы больше похожи на хорошо продуманную бесплатную предвыборную кампанию бывшего вице-премьера правительства России. Иначе зачем копья ломать? Достаточно вспомнить то, как по-хозяйски Валентина Ивановна возвратилась на питерскую землю, как вникала в жизнь города, собирая и силовиков, и интеллигенцию, и бизнесменов, и депутатов. Как «выходила в народ», и сокрушалась прилюдно о разрушенном хозяйстве, о транспортных проблемах, о росте преступности и наркомании и, вообще, о чем попало под ее взор. Как обещала добиться решения всех проблем горожан с привлечением своих московских связей на высшем уровне: от любого министра до Волошина и Путина. В общем, делала все то, что не входит в компетенцию полпреда, но необходимо, если ты всерьез решился стать губернатором.
И если сразу после назначения полпредом еще находились в среде политиков те, кто не верил, что Валентина Матвиенко метит в губернаторы, то два месяца боевой активности расставили все по своим местам. Правда, пока официального заявления еще не сделано. И правильно. Сразу с места в карьер было нельзя, во первых, по политическим мотивам: как-то не к лицу политику федерального масштаба тут же бросать весь дарованный Путиным Северо-Запад ради негарантированной Северной столицы. Во-вторых, по этическим: Владимир Яковлев тогда еще наивно надеялся получить от кого-нибудь право на переизбрание, а с «живым нельзя как с покойником». Ну и самое главное - надо было себя Петербургу показать, благо помнят еще у нас бурную комсомольско-партийную юность Валентины Ивановны.
А теперь вот и юбилей отгремел, где Валентина Матвиенко смотрелась очень нарядно. И народ вроде понял, что не так страшен черт, как его малевали. И губернатор вот-вот сам в отставку подастся. Единственное «но» – Валентина Матвиенко все-таки привыкла Москву слушаться. Пока там не скомандуют: «Пора!», здесь ничего не произойдет. Бывшему члену российского правительства нельзя не оглядываться на Кремль.
Но вернемся к Анне Марковой, которая, кстати, тоже несколько слукавила, когда заявила, что за ней не стоит никаких политических сил. Вот только хватит ли у этих якобы несуществующих сил мужской, губернаторской силы официально поддержать Анну Борисовну?
Пока же, по словам вице-губернатора, делается все, чтобы не пустить ее в губернаторы: уже сейчас в ее адрес постоянно поступают угрозы, а не далее как завтра ее полностью отлучат от СМИ. Угрозы попасть в ДТП должны, конечно, рассматриваться компетентными инстанциями – тем более, что речь идет о жизни вице-губернатора, но ведь и в правоохранительных органах, как следует из слов Марковой, все политизировано «в одну сторону». Кстати, а вот цензура в СМИ вполне вероятна. Зачем редакторам ссориться с Валентиной Матвиенко, еще не выдвинутой, но якобы уже прошедшей в губернаторы?
Местные законодатели, судя по выступлению Марковой, кстати, не лучше прессы и силовиков. Закон о выборах губернатора, который они собираются принять, может сократить предвыборную кампанию до минимума, то есть, не дать претендентам на этот пост зарекомендовать себя достойно. Кстати «Фонтанка» уже писала, что в сегодняшнем виде этот закон фактически работает на одного человека. Избирательный фонд претендента в губернаторы составляет всего около $30 тыс. (это в три раза меньше, чем на выборах в ЗакС). Не оговорено, что федеральный госслужащий категории «А» на время кампании обязан уходить в отпуск (это значит, что Валентина Матвиенко, если станет кандидатом, может спокойно мелькать на телеэкране, выполняя рабочие полпредовские задачи). Исчезли теледебаты перед вторым туром, как будто его и не предвидится. В общем – полная вольница административному ресурсу, которым с упоением еще недавно пользовался Смольный, а теперь вот не сможет.
Тем не менее, именно депутатов Анна Маркова призвала отстоять честь демократического Петербурга. Она заявила: «Я прошу вас обратиться к президенту Владимиру Путину и спросить его, по его ли воле это делается, потому что делается это от его имени». Иначе последствия скажутся и на самих народных избранниках, которым вряд ли понравятся методы, к которым прибегает организация, действующая от лица президента. А методов, по словам Марковой, три: «вызывать, приказывать, строить». Угрюмая перспектива! Хотя было бы наивно думать, что Анна Борисовна не знает, что президент, последняя надежда всех россиян, в этом вопросе ей вряд ли поможет, поскольку и не может по закону повлиять на ситуацию, да и вряд ли захочет. Ну а методы смольнинской администрации вряд ли существенно отличаются от полпредовских. К которым многие депутаты уже давно привыкли, еще когда с Виктором Черкесовым Смольному палки в колеса вставляли - очень-очень действенно и, наверное, поделом.
В общем, судя по речи Марковой, все работают, не щадя живота своего, на будущего губернатора, которая пока официально сама об этом не знает. Лидер коммунистической фракции ЗакСа Олег Карякин назвал сегодняшнее выступление Анны Марковой «воплем отчаяния». Депутат подразумевал, что нелепо искать некие темные всемогущие силы в нашем самом демократическом городе. Но под «воплем отчаяния» можно понимать и нечто другое: отчаяние действующей агонизирующей горадминистрации от невозможности ничего противопоставить слаженной машине полпредства, руководимой из Москвы.
Фонтанка.Ру ,
6.06.2003