Сегодня многие подводят итоги: какие обещанные подарки ко дню рождения Питера горожане получат, а какие — нет. И так уж случилось, что в числе невыполненных оказались как раз самые «сладкие», самые заманчивые обещания: восстановление Кировско-Выборгской ветки метро и завершение строительства кольцевой автодороги. Но если ситуацию с метро ещё как-то можно объяснить (во-первых, налицо трудности природного характера, а во-вторых, в подземке худо-бедно, но дело всё-таки движется), то в истории с КАДом свет в конце туннеля, честно говоря, не виден. И это серьёзно беспокоит не только городских и федеральных чиновников, но и правоохранительные органы.
Злой рок витает над КАДом с самого начала: история строительства кольцевой имеет все шансы войти в анналы как самая долгая из всех долгостроев. В далёком 1965 году проект кольцевой дороги впервые вошёл в план развития Ленинграда. В 1984-м он был принят Госстроем РСФСР. Стройка началась лишь спустя четырнадцать лет. Поворотным моментом стал указ о сдаче восточного полукольца КАД к 300-летию города, подписанный 28 июня 2000 года президентом Путиным. Тем же указом строительство переводилось из городского ведения в федеральное. В феврале 2000 года была специально создана Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Министерства транспорта РФ (ДСТО). Возглавил её Егор Иванович Тратников. Человек с «говорящей» фамилией и более чем неоднозначной репутацией.
Как сообщили наши коллеги из «Тайного советника», в поле зрения правоохранительных органов первый раз Егор Иванович попал ещё семь лет назад. В 1996 году Военная прокуратура ЛенВО совместно с ФСБ занималась расследованием уголовного дела по обвинению сразу в нескольких преступлениях. А именно: вымогательство, подделка документов, должностной подлог, злоупотребление служебным положением, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребление доверием . Всё это было связано с «военным» этапом биографии Егора Тратникова, служившего в Западной группе войск в ГДР и Чехословакии. Следствие по делу Тратникова было прекращено по статье 6 УПК РФ «в связи с изменением обстановки».
Обстановка менялась после этого не раз. Много интересных поворотов выпало на долю Тратникова, но, видимо, благодаря обширным связям (от топливных королей до начальников силовых ведомств как Петербурга, так и России) Егору Ивановичу каждый раз удавалось выходить сухим из воды. Но, впрочем, речь сейчас не о том, что было, а о том, чем всё закончилось.
А закончилось всё, как известно, КАДом. Делом жизненно важным для нашего города. Возможностью наконец-то разгрузить центр города от пробок, улучшить экологическую ситуацию. Увы... Благим помыслам не суждено было сбыться.
Как-то раз Тратников произнёс фразу, которой суждено было войти в историю: «Сегодня мы не подчинены ни губернатору, ни министерству. Конечно, надзирающие органы контролируют, но решения-то приходится принимать самому. Как и распоряжаться большими бюджетными средствами». Егор Иванович распорядился так, что мало не показалось. Таким количеством разных неприятных историй, скандалов, судебных исков и уголовных дел едва ли может похвастаться какая-нибудь другая стройка. Вот лишь некоторые из них.
В феврале этого года городская прокуратура возбудила уголовное дело по факту хищения денежных средств, предназначенных для строительства кольцевой автодороги. По данным прокуратуры, некое ООО «Институт «Дортехнология», занимаясь исследовательскими работами по прокладке трассы, получило 4,5 миллиона бюджетных рублей, но работы так и не были выполнены.
До этого руководство Левашовского военного аэродрома подало иск к дирекции строительства КАД. Дело в том, что участок кольцевой построили слишком близко к взлётно-посадочной полосе, которую ради безопасности полётов должны были удлинить на 500 метров за счёт дирекции.
В прошлом году «Ленсельхозлес» судился с Дирекцией по строительству транспортного обхода из-за незаконной вырубки лесных массивов.
Питерское УБЭП возбудило уголовное дело по факту незаконного предпринимательства в связи с поставкой песка на строительство кольцевой автодороги. Ущерб был оценён почти в 2 миллиона рублей, а каким он будет, когда дорогу введут в эксплуатацию, остаётся только с ужасом догадываться...
Множество других фактов также вызывает немало вопросов, которые остаются «за бортом». Но они могут всплыть в самое ближайшее время. Ведь давно известно, что километр трассы оценён в 8,7 миллиона долларов. Сумма вызывает большие сомнения: в Европе километр обходится примерно в два раза дешевле, а МКАД (Москва) стоила 5 миллионов долларов за километр...
В ближайшие дни трудно ожидать новых судебных процессов. Пока не до этого. Но это только пока. В том, что терпению правоохранительных органов приходит конец, и в том, что против Дирекции по строительству КАД будут ещё возбуждены уголовные дела, теперь сомневаться не приходится. Извечный русский вопрос «кто виноват?» здесь неуместен. Чиновники из Минтранса? Едва ли. Губернатор, который сегодня, похоже, виноват во всех бедах, выпавших на долю города с 1917 года? Опять не сходится: Яковлев давно не контролирует строительство. Остаётся только одно предположение: может, всё-таки отдуваться придётся дирекции? Вместе с её бессменным руководителем.
P.S. На днях вокруг кольцевой разгорелся новый скандал. Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России обвинил дирекцию кольцевой в «браконьерстве» — строители таскали песок из нелицензированных карьеров. Впрочем, к таким «неприятностям» на КАД привыкли — сколько их уже было…
Версия ,
4.06.2003