|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В поисках точек над I
26.05.2003 00:01
Во всем мире это происходит так: попав в незнакомый город, уже в аэропорту или на вокзале турист видит большую и, как правило, белую на синем фоне букву I -- вывеску информационного бюро.
Там он бесплатно получает карту города и, благодаря сотрудникам-консультантам, даже едва владея языком, может заказать номер в гостинице, купить билет на дальнейшую дорогу, разведать, что интересненького можно посмотреть в городе. Так во всем мире, но только не в Петербурге. Впрочем, накануне юбилея первые признаки системы ориентации несчастных гостей в пространстве появились и у нас. Только заметить их очень трудно. Как и во многом другом, в деле ориентировки заблудших и приблудших, Петербург пошел своим, отличным от прочей Европы путем. Первый (по подсчетам комитета по туризму) информационный пункт появится у нас не на вокзале и не в аэропорту, а на Дворцовой площади. Таким образом оптимальным путем проникновения в город станет посадка на вертолете. Ориентир -- Александрийская колонна. Еще недавно в сотне метров от нее к западу можно наблюдать строящийся стеклянный павильон с серебряными мордами по фризу (стилизованные львы). Это и есть первое в Петербурге информационно-сервисное бюро для туристов. Строительство курировал Городской туристско-информационный центр (подразделение комитета по туризму администрации СПб). По словам директора центра Василия Гаврилова бюро должно открыться в двадцатых числах мая. Там можно будет получить информацию о гостиницах, ресторанах, музеях, концертных залах и карту города. Информация и карта -- бесплатные, все остальное будет предлагаться за деньги: билеты в Мариинский театр, Малегот, Филармонию, сувениры -- откроется киоск с традиционными матрешками и прочей мелочью, которую поначалу так хочется купить, а потом так жалко выбросить. Кроме того, в информационно-сервисном центре туристы смогут заказать экскурсии по городу, забронировать билеты на железную дорогу и в аэропорт, познакомиться с симпатичными сотрудницами и сотрудниками -- их будет 5--6 человек на площади в 60 квадратных метров -- достаточно просторно, чтобы не наступить соседу на ногу и достаточно тесно для непосредственности контактов. В общем, все по мировым стандартам, только доступа в интернет не будет. Естественно, планируется, что центр на Дворцовой станет лишь первой рыбкой в сети, которой опутают весь город. Однако сеть -- это пока что громко сказано. На строительство сети под патронажем комитета по туризму в бюджете 2003 года запланировано всего лишь 4,7 миллиона рублей, а сооружение одного только павильона на Дворцовой обойдется в 5 миллионов, так что уже есть легкий перерасход и о каких-либо еще павильонах в этом году не может быть и речи. Реально выделено вообще только 2,5 миллиона рублей. Зато мы застрельщики в этом деле. Как заверяет Виктор Гаврилов, нигде в России информационно-сервисных центров нет, хотя в ближайшее время они должны открыться в Карелии и в Мурманске. С некоторой натяжкой вторым информ-бюро для туристов можно считать офис Городского информационно-справочного центра во Дворце Белосельских-Белозерских, украшенный характерной вывеской -- I c точкой (вскоре он переедет на Садовую, 14). Еще один центр откроется в Царском Селе в Лицейском переулке. Сейчас этот переулок заставлен лотками с матрешками. В информационно-сервисном центре тоже будут матрешками торговать, так что, узнав об этом от меня, жители Пушкина высказали предположение, что предоставление бесплатных информ-услуг туристам -- лишь официальное прикрытие, а истиная цель Городского туристско-информационного центра -- занять нишу нынешних матрешечников. Виктор Гаврилов, естественно, такую версию опровергает. В любом случае то, что пытается создать комитет по туризму и развитию курортов никакая пока что не сеть информ-услуг, а только прецедент. Может быть, стоит возложить надежды на очень похожий проект, который начал раскручивать комитет по печати и связям с общественностью? Еще весной 2001 года городская администрация обнародовала программу "Информационный перекресток", имеющую точно такую же цель -- создание к 300-летию Петербурга информационно-справочной системы из киосков по всему городу. Инициатором программы выступал комитет по печати и некий справочно-информационный фонд Санкт-Петербурга "Информационный перекресток". Кроме того, о своем участии в программе заявил ГУП "Петроцентр" -- предприятие, получившее скандальную известность в октябре 2000 года. Тогда был арестован Дмитрий Солонников, начальник управления общественных связей комитета по печати, правая рука Александра Потехина. Солонникова обвинили в присвоении части бюджетных денег, которые через "Петроцентр" направлялись на проведение социологических исследований. Подразделению Солонников в свое время и поручили заниматься созданием информационно-справочной системы киосков к юбилею города. Планировалось открыть 40 киосков, потратив на это около 30 миллионов рублей (довольно скромно, если сравнить с киоском на Дворцовой за 5 миллионов). Фонд "Информационный перекресток" собирался помогать этой программе примерно по такой же схеме, по которой помогал юбилею небезызвестный фонд "Санкт-Петербург-300", возглавлявшийся Александром Запесоцким, -- собирать деньги от спонсоров. Впрочем, для начала деньги собирались извлекать все же из бюджета. И извлекли. Энную сумму на эти цели выделила депутат ЗакСа Наталья Евдокимова. В феврале 2003 года открылся первый киоск сети "Информационный перекресток" возле станции метро "Ломоносовская". Всем желающим совершенно бесплатно предоставлялась информация о Петербурге. В дальнейшем планировалось организовать бронирование билетов на различные виды транспорта. Но, в первую очередь -- бесплатный доступ в интернет. В марте планировалось открыть еще один информационный киоск в Адмиралтейском районе и так, постепенно, покрывать ими город. Однако развития программа не получила. Фонд "Информационный перекресток" тихо ушел в подполье. Первенец программы -- киоск возле станции метро "Ломоносовская" продолжает работать, однако чем он занимается сейчас, не знает ни один отдел администрации Невского района. К середине мая обещали проверить. Все люди в комитете по печати, занимавшиеся этой программой, уволились, и сейчас ею никто не занимается. В общем, итоги пока плачевные -- один информационный центр для туристов на весь город, да и то еще не открывшийся. Так что гостям города, приезжающим на юбилей и желающим не заблудиться, остается надеяться на язык, редкие вывески на домах, указатели да печатную продукцию, о которой речь пойдет в отдельном материале. Ориентирование на юбилейной местности Бесплатную карту можно найти не только в мышеловке Пролететь мимо Невского проспекта -- для заезжего гостя города все равно, что перепутать тангенс с котангенсом для первоклассника. Памятуя об этом, мы обошли книжные магазины и обзвонили картографические фабрики, пытаясь выяснить, что сделали они, чтоб ничего подобного не случилось с гостями, приезжающими в Петербург в конце мая и не владеющими зачастую никакими языками, даже самым великим и могучим -- русским. Самое функциональное и самое натуралистичное из того, что продается -- это "Санкт-Петербург из космоса". Надписей на карте просто нет, да и зачем они, если не владеешь языками. Петербург представлен таким, какой он есть с высоты гагаринского величия. Реки и все остальное -- зеленое. При старании можно разглядеть Дворцовую площадь -- идеально для последователей учения Матиаса Руста и информационной политики городской администрации. Не порадовать гостей чем-то безвозмездным -- грех. Бесплатные карты в информационных центрах -- примета всех крупных городов Европы. Карты, как правило, выпускает городская мэрия. Просто норма вежливости такая. В Петербурге этим занимаются частные издательства. Концепция известная и почти беспроигрышная при грамотной постановке дела: натасканная команда рекламных агентов, распространение в точках скопления потенциальных покупателей товара, окупаемость за счет рекламы. По такой схеме издательский дом "Пресском", известный телефонными справочниками "Весь Петербург", выпустил путеводитель (тираж 30 000, появился в городе 15 мая) и бесплатную карту города, как заверяет зам. директора "Пресскома" Александр Яковлев -- первую в Петербурге. Тираж карты 50 тысяч, десятая часть его отдается в комитет по туризму, и он распространяет по своей базе (в первую очередь -- в информ-павильон для туристов), остальное -- по рекламодателям: рестораны и гостиницы. На самом деле бесплатную карту с аналогичным распространением (гостиницы, рестораны, самолеты, агентства по продаже билетов) и тиражом (40--50 тысяч) вот уже 5-й год ежемесячно выпускает рекламно-информационное агентство "Северо-Запад Медиа". Издание "Инфоскоп", помимо карты, включает в себя двуязычные (русский, английский) анонсы театров, концертов, выставок, чуть-чуть кино (всего 3 кинотеатра на Невском) и, естественно, рекламу. Обе карты рассчитаны прежде всего на иностранных туристов. Объединяет их и полное игнорирование каких-либо частей Петербурга, кроме исторического центра -- в пресскомовском издании, правда, есть и карта окраин, но в практически нечитаемом масштабе, а в "Инфоскопе" часть карты центра перекрывает реклама -- половина Петроградской стороны, например, может быть похоронена под анонсом "Макдональдса". Из того же формата издание "Главное в Петербурге". Кроме того, "Пресском" в очередной раз разбросал по уличным телефонным кабинам свои телефонные справочники "Весь Петербург", в которых тоже есть карта города. Вопреки распространенному мнению уровень культуры "культурной столицы" растет со второй космической скоростью. Три года назад, когда эксперимент проводился впервые, телефонные справочники пролежали в уличных кабинах одну ночь, летом 2002 года - уже 2--3 недели, а в отдельных кабинах и 2--3 месяца, в этом году издатель решил распространить таким образом 3--3,5 тысячи справочников и рассчитывает, что этого хватит надолго. На первый взгляд все издательства последнее время только и делали, что готовились к юбилею -- лавки и прилавки завалены картами и путеводителями. Диапазон -- от тоненького буклетика "Санкт-Петербургские театры и концертные залы" за 13 рублей до претендующего на всеохватность путеводителя "Ле Пти Футе" за 200 рублей. На самом деле двуязычных и англоязычных путеводителей и карт довольно мало, что явно не соответствует составу приезжающих на юбилей туристов. Если судить по тиражам и контенту -- приедут к нам гости главным образом для того, чтобы выпить. Максимальный тираж (50 000) у каталога-путеводителя "Все рестораны Санкт-Петербурга". Почти половину этого справочника занимает описание сортов виски, несколько страниц -- правила поведения за столом, остальное -- сухой перечень питейных заведений без всякого описания. Так что тестировать придется все. Очевидно в расчете на такой сценарий издательство "Догма" снабдило свой мини-путеводитель по театрам не только адресами и телефонами, но и фотографиями фасадов -- если язык после плотного ланчевания так и не развяжется, а билет в театр уже заказан -- найдете по внешнему виду. Другая крайность -- целомудренный путеводитель "Петербург православный", выпущенный с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского -- в нем только объекты культа и ни одного буфета, даже постного. Из музеев новенький путеводитель выпустил лишь Зоологический. Неспециализированные путеводители (по городу вообще) изданы куда меньшими тиражами, чем ресторанный -- по 5--8 тысяч. Зато их много. Карт всевозможные издательства навыпускали тоже предостаточно. Если расстелить эти гигантские, в человеческий рост карты на траве где-нибудь в Павловске, получится идеальный для пикника вариант. Комментарии Были ли изданы дополнительные тиражи карт и путеводителей к юбилею? Стало ли трехсотлетие города для издательских фирм прибыльным делом? Марат Сироткин, генеральный директор издательства "Паритет": -- Дополнительные тиражи своих книг мы напечатали бы и без всякого праздника. С тех пор, как мы сделали ставку на издание книг по Петербургу, никогда об этом не жалели. Сегодня это не такое выгодное дело, как раньше, но мы не в прогаре. Если издание плохо продается в одном магазине, мы больше даем в другой. Например, совсем недавно "Дом книги" продавал треть нашего тиража, а теперь процентов 10. Не умеют люди работать и не хотят, они же госструктура. Навалили книг московских фирм и продают, не замечая, что читателю может быть интересно что-то другое. Михаил Примовский, директор издательства "Карта": -- Мы рассчитываем не на праздник, а на ежегодный приезд туристов. У нас в ассортименте карты на английском, немецком и финском языках, так что к юбилею ничего специально готовить не пришлось. Самое старое из наших изданий, наверное, "Санкт-Петербург из космоса". Это не карта, а, скорее, настенный плакат. Сам снимок мы купили в 1992 году у госцентра "Природа". За сколько -- секрет. Все наши карты сделаны на основе космических снимков, которые дешифрованы полевыми методами. Конечно, производство затратное, но мы не жалуемся. Татьяна Алексеева, руководитель проекта "Инфоскоп": -- От юбилея мы не получили ни копейки и ни копейки от города. Я говорила с Батожок (председатель комитета-300. -- А.О.), рассказывала, что с небольшим финансированием мы можем резко увеличить тираж, а мы ведь раздаем наши карты туристам бесплатно и это, конечно, подарок юбилею. Но понимания не нашла. Так что специально к юбилею мы тираж не увеличивали, он вырос с сорока тысяч до пятидесяти в связи с началом туристического сезона. Сколько мы зарабатываем -- не могу сказать, но издание наше успешное.
Город ,
26.05.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |