После решения Уставного суда, открывающего зеленый свет для проведения губернаторских выборов в декабре, одновременно с выборами депутатов Госдумы, «совместители» повели себя странно. Вместо того чтобы поспешить с окончательным принятием соответствующего закона, они внезапно утратили интерес к собственной затее.
На последнем заседании городского парламента лидер «единороссов» Константин Сухенко попросил отложить второе чтение закона, дабы «не накалять страсти с учетом новых планов губернатора». Что это за «новые планы»?
Тем более что за день до этого спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов сообщил: сразу после юбилейных торжеств Владимир Яковлев подаст в отставку. После чего, в соответствии с федеральным законом, досрочные выборы должны пройти не позднее чем через 120 дней. И если отставка губернатора действительно состоится в июне - выборы будут назначены на конец сентября - начало октября.
Оценить достоверность утверждений спикера сложно. Конечно, «единороссы» могли получить заверения из Кремля в том, что после юбилея губернатора не мытьем, так катаньем заставят в добровольно-принудительном порядке покинуть свой пост. Владимир Яковлев, впрочем, отреагировал на демарш Тюльпанова достаточно резко - заявив, что «человек еще не дорос до столь ответственной должности, раз делает такие безответственные заявления». И добавил, что ни на какую «политическую пенсию» не собирается. Но остается неясным, что именно он расценил как безответственность со стороны спикера. То ли г-н Тюльпанов занимается политическим фантазированием, выдавая желаемое за действительное, то ли он сказал вслух то, что есть на самом деле, но чего - по законам жанра -озвучивать не имел права.
Да, в прессе уже не раз обсуждали тему возможной «постъюбилейной» отставки Яковлева, но ни разу еще лицо, занимающее столь высокий пост, не заявляло о такой возможности публично. Причем - аккурат перед юбилеем города. Западные политики и бизнесмены, как известно, к заявлениям официальных лиц склонны прислушиваться и просто обязаны принять высказывания Тюльпанова за чистую монету.
И о чем им после этого разговаривать с Яковлевым? Какие долгосрочные (и даже среднесрочные) проекты можно обсуждать с человеком, который досиживает в своем кресле последние дни? И с кем их теперь вообще обсуждать? Проще всего - развернуться и удалиться, сказав: вот когда будет в городе новый губернатор ~ тогда и поговорим...
Кстати, разговоры о том, что после юбилея Яковлева «уйдут», начались еще до попыток «Единой России» совместить губернаторские выборы с думскими. И понятно почему: Кремль решает не одну задачу, а сразу две. Первая - избавиться от Яковлева, вторая - избрать на этот пост своего человека.
Выборы в декабре, вообще говоря, решают только первую задачу, но вовсе не гарантированно решают вторую. А вот «осенний вариант» куда надежнее. В этом случае предвыборная кампания приходится на лето -что делает ее бессмысленной для всех, кто уже сегодня не обладает значительной известностью.
А за две-три осенние недели «раскрутиться» никому из возможных конкурентов г-жи Матвиенко просто не удастся. Да и организовать мало-мальски серьезную кампанию против нее будет сложно.
В свою очередь, избирательная кампания полпреда может проводиться под простым лозунгом «Городу нужен губернатор!» - чтобы заблокировать возможное голосование «против всех». Наконец, еще одно достоинство (с кремлевской точки зрения) «осеннего варианта» - монополизация административного ресурса на период выборов в Государственную Думу. На вы-борах-99 у Кремля были одни интересы, а у питерского губернатора - совсем другие. Теперь, по всей видимости, этого «раздрая» стремятся избежать...
Единственный тонкий момент всей этой политической комбинации связан с тем, что «единороссы» оказываются заложниками губернатора. А вдруг не захочет уходить? Но, в конце концов, Владимир Яковлев, которому лишь в ноябре 2004 года стукнет 60 лет, не может не понимать, что его будущее трудоустройство (если, конечно, он хочет остаться во властных структурах) полностью зависит от лояльности Кремлю.
Если будет вести себя хорошо - как, например, Евгений Наздратенко, согласившийся уйти в отставку по первому звонку президента, - то будет и дальше занимать высокие посты, плавно перемещаясь из одного кресла в другое, что бы о нем ни писали в газетах. А если будет вести себя плохо - то сами понимаете...
Заметим, что, если Яковлев действительно уйдет, не стоит думать, что в этом случае Владимир Путин сможет назначить своего человека и. о. губернатора. Этот вариант вообще незаконен: в городском уставе прямо записано, что в случае отставки губернатора его обязанности вплоть до новых выборов исполняет вице-губернатор - руководитель канцелярии. То есть Александр Беглов. И никаких «и. о.», назначенных президентом. Кстати, от поведения этого «и. о.» будет в немалой степени зависеть результат выборов - не потому ли периодически начинают говорить о тесных контактах г-на Беглова с Домом на набережной?
И еще раз - о законах жанра. Если между Кремлем и Смольным действительно существуют договоренности (в пользу этого говорит и периодический обмен комплиментами между губернатором и полпредом), то Яковлев должен не просто уйти, но и постараться публично, уже будучи частным лицом, поддержать Матвиенко.
Дабы не только передать ей голоса своих сторонников, но и нейтрализовать, скажем, Оксану Дмитриеву, в случае участия которой в выборах их исход становится куда менее предсказуемым.
Новая газета – СПб ,
26.05.2003