|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Андрей Лихачев, генеральный директор ОАО "Ленэнерго": "В монополии нет негативного смысла"
21.05.2003 00:01
- Истекает последний срок пребывания в Смольном губернатора Владимира Яковлева. Первым, кто заявил о своем намерении баллотироваться в губернаторы Петербурга, стал гендиректор "Ленэнерго" Андрей Лихачев. Однако после назначения полпредом по Северо-Западу Валентины Матвиенко, которой многие предрекают губернаторское кресло, Лихачев отказался от участия в выборах. Но не отказался от идеи реформировать городскую систему ЖКХ - путем создания управляющей компании, которую он надеется возглавить.
- На ваш взгляд, кто сейчас является наиболее реальным претендентом на пост губернатора? - Матвиенко Валентина Ивановна. Но ей предстоит побороться, если она примет участие в выборах. Однако я не верю, что кто-то сможет предъявить петербуржцам что-то такое, что заставит их отвернуться от нее. - Если Матвиенко откажется участвовать в выборах, кто из федеральных политиков мог бы претендовать на этот пост? - Не вижу, чтобы кто-то из федеральных политиков к этому стремился. Но если вдруг такая ситуация сложится, талантливых людей достаточно. Они методом искусственного отбора перемещались из Петербурга в Москву. И если они захотят вернуться в свой город, то препятствий не будет. Городу нужна настоящая поддержка федерального центра. Мы находимся в уникальной ситуации. Президентом является человек, для которого Петербург - родной город. И, переехав в Москву, он об этом не забыл. Такая ситуация не продлится вечно. Нужно использовать сегодняшний потенциал, пока президент и ряд ключевых министров - наши. И в качестве губернатора нужен человек, который лучше всего выстроит систему коммуникаций между центром и городом. Петербург потерял три года, потому что деятельность нынешней городской администрации была направлена на противостояние с Москвой. Город от этого только страдал. Причем страдал незаслуженно - насколько я знаю, московские питерцы были повернуты к Петербургу лицом и были готовы оказывать любое содействие. Можно было столько проектов реализовать! - Около месяца назад вы отказались от претензий на кресло губернатора, заявив, что не желаете конкурировать с Матвиенко. Возможна ли ситуация, что после выборов вы вернетесь в Смольный в качестве председателя городского правительства? - Я изучал для себя возможность участия в губернаторских выборах и готов был побороться за кресло. Я и сейчас готов доказывать, что я не хуже других кандидатов, которые могут быть выдвинуты в Петербурге. И программа у меня есть. Я считаю, что Валентина Матвиенко вполне способна выстроить коммуникации, о которых я говорил. А моя программа может быть реализована. Для этого не нужны какие-то должности. Я найду способ реализации своих идей. Считаю, что смогу убедить Матвиенко в том, что предложенная мною программа реформирования городского хозяйства реалистична. При этом я могу оставаться частным лицом, курирующим исполнение программы. Не вижу здесь противоречий. Если не смогу доказать, значит, и претендовать мне не на что. Разработанная программа - это не способ получения вожделенного места. Не хочу, чтобы она повторила участь программ, которые рождаются перед выборами и сразу после умирают. А авторы, получив кресла, продолжают предыдущую практику. Я ни за что не пойду на работу ни в один орган власти, если это предмет торга или сговора. Я уже был вице-губернатором. И мои личные амбиции в этой сфере полностью удовлетворены. Это никакая не вершина. Сейчас мне интересней то, чем я занимаюсь, - быть гендиректором "Ленэнерго". Но, поверьте, если не сделать нескольких решительных шагов в секторе ЖКХ, то через несколько лет мы должны будем забыть, что Петербург - это город. Мы будем все чаще вспоминать, что мы - город на болоте. Сейчас есть возможности, чтобы реализовать все задуманное без всяких должностей. Пока предложений стать чиновником мне никто не делал. - Когда вы заявили о своем намерении баллотироваться в губернаторы Петербурга, вы представили программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Петербурга. В чем ее суть? - Сейчас никто толком не знает механизмов, которые заставят ситуацию в сфере ЖКХ измениться. Но я убежден в том, что реформа ЖКХ должна быть реализована. Я знаю, как это сделать. Дело в том, что в привычной советской системе координат любое строительство или ремонт возможен только за счет внутреннего оборота компании-монополиста. И заемные средства получить невозможно - деятельность монополиста ограничена тарифным регулированием. Это означает, что невозможно построить ни одной новой мощности или что-либо отремонтировать. Более того, все ремонтные работы предполагалось осуществлять за счет оборота, т. е. карманных денег потребителя. Либо за счет бюджета. Но непонятно, почему бюджет должен финансировать частную собственность - в сфере ЖКХ она уже успела сформироваться. Вот здесь мы и пришли в тупик. В быту мы воспринимаем термин "капитальный ремонт" как какие-то масштабные работы. На самом деле слово "капитальный" нужно рассматривать как производное от слова "капитал". Капитала гораздо больше, чем денег в кармане у людей. Фонд оплаты труда обычно составляет около 10% оборота компании. То есть у людей всего одна десятая тех средств, которые обращаются в экономике и могут быть задействованы. Понятно, что невозможно только за счет карманных денег построить заводы и дома. Для частных предприятий существует еще одно измерение, которое называется капитализацией. Представьте себе следующую конструкцию. Рентабельность "Ленэнерго" - 5%. Понятно, что при необходимости заимствований с уплатой процентов по кредитам 10 - 15% это невозможно. Однако акционеры направляют около 20% прибыли на покрытие разницы между рентабельностью и банковскими ставками. Таким образом, получается, что можно заимствовать приличные средства на капитальное строительство. Обновление основных фондов с применением современных технологий дает колоссальный эффект. В результате растет общая цена компании. По этой схеме я и предлагаю привлекать деньги в ЖКХ. - То есть вы говорите о необходимости передачи всего имущества ЖКХ в частные компании? Или о создании частной управляющей компании? - Существуют секторы, в которых есть конкуренция, - в них невозможно говорить о единой управляющей компании. А есть несколько монопольных секторов, в которых конкуренция экономически бессмысленна. Например, нет смысла строить параллельный теплопровод или кабельную линию. В монополии нет негативного смысла - это всего лишь способ хозяйствования, установленный обществом и законом. Это не желание Лихачева или Чубайса не пустить кого-то заниматься тем же самым. Это принято во всем мире. В монопольном секторе существует эффект масштаба. Представьте себе: четыре городские компании, которые занимаются монопольным видом деятельности - транспортом и продажей воды, транспортом и продажей тепла, транспортом и продажей электроэнергии и транспортом и продажей газа. В каждой из компаний присутствуют система диспетчеризации, сбытовая структура, которая ведет учет всех клиентов и выставляет счета. Это одна и та же база данных, один и тот же пульт со схемой города. У трех из четверки эти функции могут быть исключены, т. е. стать бесплатными для потребителей. Более того, у каждого монополиста свои ремонтные структуры с транспортным парком, у каждого собственные поставщики, собственные расходы на проведение тендеров. Это тоже ресурс для снижения расходов при единой организации. А свободные средства можно направить на замену коммуникаций и модернизацию мощностей. - Городские монополисты имеют разную форму собственности. Из тех, что вы перечислили, два являются ГУПами, один - кооператив, а "Ленэнерго" - АО. Как вы представляете интеграцию? - Вопрос в создании единой компании, которой передается в управление все это имущество, не затрагивая вопросы собственности. Речь идет о едином органе управления, которым является не физическое лицо - гендиректор, а специальная компания. Ее деятельность будет направлена на сокращение издержек - в первую очередь путем сокращения дублирующих функций. Причем ставка будет сделана на те структуры, которые наиболее в этом сильны. На их базе и будет создаваться управляющая компания. По сбыту это скорее всего будет сбытовое подразделение "Ленэнерго". - Вы планируете учредить такую управляющую компанию в Петербурге? - Я считаю, что менеджмент "Ленэнерго" доказал свою состоятельность, и мы готовы отстаивать право быть такой управляющей командой и претендовать на серьезный пакет в компании. Просто потому, что главным активом управляющей компании являются ее менеджеры. Приведу пример. Когда я пришел в "Ленэнерго", расходы на сбыт в общем объеме затрат компании составляли свыше 20%. Сейчас - 10%. Я не вижу логики в том, чтобы быть наемным менеджером в управляющей компании. Проще тогда быть просто менеджером в одной из управляемых структур. - Вы уже проводили переговоры с другими монополистами? - С некоторыми уже провели переговоры, с некоторыми нет. Не хочу перечислять. Традиционно наши отношения с газовиками складываются лучше, чем с городскими предприятиями. На федеральном уровне РАО ЕЭС и "Газпрому" удается решать все споры в процессе переговоров. Так же и здесь, в регионе. - В России уже создана структура по управлению активами ЖКХ - компания "Российские коммунальные системы" (РКС) , в число учредителей которой входит и РАО ЕЭС. Зачем создавать еще один - региональный - аналог этой структуры? - Мне понятна и близка идеология РКС. Я не вижу никакого антагонизма между нашими планами. Но из Москвы невозможно управлять всем в стране. Можно пойти по пути создания дочерних компаний в регионах, но, на мой взгляд, это подразумевает наличие других акционеров в уставных капиталах "дочек". Создание компании с РКС в качестве акционера требует дополнительных переговоров, потому что открытым остается вопрос, насколько РКС готова присутствовать в петербургской управляющей компании. Речь идет о том, что различных интересантов может быть больше, чем процентов в уставном капитале. Но идеологию и стратегию мы будем строить вместе с РКС. Однако контроль не должен быть у региональных администраций - тогда невозможно ничего поменять. Можно распределить пакеты так, чтобы ни у кого не было контроля. БИОГРАФИЯ: Андрей Лихачев родился в 1965 г. Окончил факультет прикладной математики - процессов управления ЛГУ. В 1992 г. был назначен начальником Кировского районного агентства Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) , в 1995 г. - главой администрации Петродворцового района Петербурга. С 1997 г. - первый заместитель председателя, с 1998 г. - председатель КУГИ администрации Петербурга. Осенью 1999 г. ушел из администрации. В декабре 1999 г. назначен генеральным директором ОАО "Ленэнерго". О КОМПАНИИ: ОАО "Ленэнерго" является крупнейшей энергетической компанией Северо-Запада РФ. Обеспечивает 100% поставок электрической и 60% поставок тепловой энергии потребителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Общая площадь охвата сетей "Ленэнерго" составляет 86 000 кв. км, на которых проживают 6,5 млн человек. Установленная мощность оборудования - 3255,5 МВт. Основные акционеры "Ленэнерго" - РАО "ЕЭС России" (49% ) и финская компания Fortum (15,7% ). По итогам 2002 г. "Ленэнерго" получило около 1,3 млрд руб. чистой прибыли при выручке 22,5 млрд руб.
Ведомости ,
21.05.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |