|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Морской вокзал тонет без поддержки
19.05.2003 00:01
15 мая после капитального ремонта вновь открылся Морской вокзал в Гавани - детище Петербурга, испытавшее на себе все прелести трудных родов. В 1982 году он строился как гостиница для моряков, но по решению тогдашнего главы города Григория Романова, был перепрофилирован еще в ходе строительства.
Архитектурно при этом он мало изменился со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее сегодня вокзал - единственное место в городе, куда могут прибывать грузопассажирские паромы, перевозящие и пассажиров и автомобили, однако... они туда не прибывают. Вокзал долго не мог обрести собственников. Однажды он даже был продан иностранным инвесторам, но очень ненадолго, а в 1997 году перешел в собственность города за долги Балтийского морского пароходства. В июле 2002 года решением городской администрации вокзал передали в аренду на 49 лет (с сентября 2002) некоему ЗАО "Морской вокзал", которое обязалось только в течение первых трех лет вложить в реконструкцию 7 миллионов долларов, а в обозримом будущем - 41 миллион. К 300-летию города арендаторы обещали выполнить большую часть работ. На прошлой неделе комиссия Управления делами президента приняла вокзал. Семиэтажное здание капитально отремонтировано, введена в строй трехзвездочная гостиница на 130 номеров, два этажа (пятый и шестой) превращены в бизнес-центр, оснащен новым оборудованием для таможни и пограничников зал прибытия. Отчищен алюминиевый фасад - финская фирма, выполнившая эту работу, дала гарантию, что цвет сохранится в течение 50 лет. Потрачено 5 миллионов долларов, так что инвестиционный план даже перевыполнен. Тем не менее вокзал пока имеет очень ограниченные возможности. Одновременно он может принимать лишь четыре судна средних габаритов. В конце этого - начале следующего года начнется проектирование нового причала для пассажиров. В дальнейших планах ЗАО "Морской вокзал" - расширение вокзала на несколько километров, до самой южной точки Васильевского острова, которая находится сейчас на территории Балтийского судостроительного завода. В череду благоустроенных причалов должен превратиться весь южный берег острова, параллельный Кожевенной линии. Сейчас это одна большая свалка - останки промзоны, основанной еще при Петре Великом. Как уверяет директор Морского вокзала Владимир Малик, средства на это у компании есть. Первый этап реконструкции на 20% осуществлялся за счет собственных денег, 80% - за счет кредита. Срок окупаемости проекта - 7 лет. Окупаться на первом этапе он будет в основном за счет бизнес-центра и гостиницы. Вместо кошек, которыми принято обновлять в России новые строения, туда запустят иностранных туристов. Причем уже в ближайшее время - в дни юбилея города. Однако сам по себе вокзал проблемы не решает. Для того чтобы Петербург мог серьезно зарабатывать на туристах и бизнесменах, прибывающих морским путем, предстоит решить еще как минимум три проблемы: углубление Финского залива, строительство нового транспортного канала в обход Васильевского острова (Морской вокзал предлагает тоннель) и, наконец, привлечение паромов. Сегодня морским путем в наш город прибывает всего лишь 200 тысяч пассажиров ежегодно. Для сравнения: в Хельсинки и Таллин - по 5 - 7 миллионов. Эти 200 тысяч на сто процентов - пассажиры круизных судов. Распределяются они так - 70% сходит на берег в совершенно неприспособленном для этих целей грузовом порту на Гутуевском острове, а оставшиеся делятся между плавучими причалами на Английской набережной и Морским вокзалом. Последний ежегодно обслуживает лишь 30 тысяч пассажиров. Основная проблема - мелководность Финского залива. Суда, за счет которых развивается сейчас морской туризм, относятся к классу "миллениум" - 250 - 300 метров длина, максимальная осадка - 10 метров. Лайнеры длиннее 200 метров могут сейчас швартоваться только в грузовом порту, к которому ведет глубоководный Морской канал, прокопанный по дну Финского залива еще в начале XX века по инициативе промышленника Путилова. Принимая пассажиров, грузовой порт вынужден приостанавливать разгрузку, из-за чего теряет по 7 миллионов долларов в год. Морской вокзал углубил дно в своей акватории до 9 метров, так что для того чтобы принимать "миллениумы", осталось прокопать всего-то метр-другой. Но нужно еще углубить и расширить Морской канал, идущий по дну залива от острова Котлин. А на это потребуется 100 миллионов долларов. Впрочем, типовые паромы с осадкой 8 метров, такие, что ходят между Хельсинки и Стокгольмом, можно принимать уже сейчас. Но заманить их сюда не удается на протяжении многих лет. Собственных паромов у России почти нет. Недавно, правда, один запустили - до Калининграда. Но это был, скорее, политический акт. "Георг Отс" - устаревшая модель. Основные владельцы современных паромов сейчас - скандинавские кампании, а они не хотят уступать пассажиров Петербургу. Для Финляндии и Швеции гораздо выгоднее, чтобы русские бизнесмены гнали автомобили из Европы через Хельсинки и Стокгольм. Переговоры ЗАО "Морской порт" с кампанией "Викинг-Лайн" продвигаются туго. Единственным паромом, который прибудет в Петербург за долгое время, станет "Силья-Лайн". 1 июня он привезет Людмилу Путину. Есть надежда, что по пути она сумеет склонить скандинавскую кампанию к нужному решению (Владимир Путин, как известно, прибывает на праздник отдельно - самолетом). В принципе, и привлечение паромов и расширение Морского канала - забота общегосударственная. Акватория Финского залива и отношения с иностранными компаниями - епархия Минтранса. Однако на эту госструктуру надежды мало. Владельцы ЗАО "Морской вокзал" больше рассчитывают на сотрудничество с городом. Для этого на церемонию открытия вокзала пригласили губернатора Владимира Яковлева, председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова, городскую бизнес-элиту ну и множество длинноногих красавиц в синей униформе. Играл оркестр. Взрывались дымовые шашки... Какие это даст результаты, мы узнаем в ближайшее время.
Новая газета -СПб ,
19.05.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |