Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Кто «копает» под комитет-300?
19.05.2003 00:01
Находящийся под следствием продюсер фильма «Морской Петербург» Борис Измаильский уверяет, что следователь требует от него показаний в отношении первых лиц Комитета-300. Об этом Измаильский заявил в телефонном разговоре с сотрудником Агентства журналистских расследований (АЖУР). По его словам, показания требуются против председателя комитета Натальи Батожок и ее первого заместителя Дмитрия Машковцева. Сам Борис Измаильский уже третий месяц находится под стражей в одном из следственных изоляторов города. Его обвиняют в хищении значительной части бюджетных денег, выделенных через юбилейный Комитет-300 на съемки фильма. Картина была приурочена к юбилею Питера и посвящена городу как морской столице России. Однако следствие считает, что фильм фактически не снят, а деньги украдены. Сам Измаильский уверяет, что фильм есть, а сам он стал заложником политической интриги. Журналисты АЖУРа решили разобраться в ситуации: действительно ли Измаильскому «шьют» политическое дело или у правоохранительных органов есть веские причины подозревать чиновников комитета в сговоре с продюсером? Газетный шум, поднятый вокруг телесериала «Морской Петербург», уже сделал свое дело: сегодня картину смело можно назвать самым скандальным фильмом года. И это при том, что сериал вообще мало кто видел, за исключением тех, кто в ночь на 24 апреля ненароком смотрел «Синие страницы» по каналу ТРК «Петербург». Очевидцы рассказывают, что при этом в телевизоре что-то таинственно щелкнуло и на экране неожиданно возникли титры «Морского Петербурга», сквозь которые, как из-за туч, проступил ясный лик актера Кирилла Лаврова, стреляющего из петропавловской пушки. Но это увидели лишь немногие счастливцы, а остальные вынуждены были довольствоваться сообщениями в СМИ, большинство из которых уверяло, что фильма «Морской Петербург» вообще нет… ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЛО? Чтобы разобраться в этой мистической ситуации, необходимо вспомнить, с чего начиналась слава «Морского Петербурга». А начиналась она 27 февраля этого года с возбуждения уголовного дела в отношении продюсера фильма Бориса Измаильского, подозреваемого городской прокуратурой в хищении 880 304 рублей, перечисленных из бюджета Петербурга на съемки злополучной картины. Любопытно, что об уголовном деле в отношении себя Измаильский узнал не от правоохранительных органов, а от корреспондента АЖУРа, позвонившего продюсеру, чтобы выслушать его комментарий. Встревоженный Измаильский немедленно приехал в Агентство. Он показался нам действительно растерянным, уверял, что никакого хищения нет, обещал привезти документы, подтверждающие его правоту. Но второй раз побывать в АЖУРе у Измаильского не получилось: как раз на пути в Агентство он был задержан сотрудниками милиции, обвинен в том, что скрывался от следствия, и заключен под стражу. В одном из своих писем, пересланных из тюрьмы в адрес АЖУРа, Измаильский пишет (публикуем с сохранением авторской орфографии): «Следователь, посетив меня в следственном изоляторе, посоветовал начать давать показания… Если я буду честно отвечать на вопросы, то следствие может ходатайствовать за освобождение меня из-под стражи… Первым вопросом, на который требовался честный ответ, был: «Скажите, первые лица Комитета по празднованию Батожок и Машковцев вымогали у вас взятку?» Мой отрицательный ответ явно не понравился следователю…» О том, что следствие требует показаний против руководства Комитета-300, Измаильский неоднократно сообщал нам и в телефонных разговорах. Из этого можно было заключить, что скромного продюсера действительно втягивают в большую политику и что грязь, вылитая на него, большим пятном должна осесть на мундирах высокопоставленных чиновников, в том числе губернатора Яковлева, на котором лежит основная ответственность за репутацию 300-летия. Однако более близкое знакомство с историей «Морского Петербурга» подтверждает, что в вопросах следователя есть определенная логика. Впрочем, обо всем по порядку. МОРСКОЙ ЛЕВ В ЮБИЛЕЙНОМ МУРАВЕЙНИКЕ Надо признать, что на пробивание идеи фильма Измаильский потратил немало энергии. Пожалуй, гораздо больше, чем на саму картину. Вероятно, с расчетом на будущие съемки еще в 2001 году был создан фонд «Морской Петербург», где президентом и учредителем значился сам Измаильский, а соучредителями – контр-адмирал Роговой, ученый Виталий Доценко (автор 76 книг по истории российского флота) и другие лица. Сформировалась творческая группа, в которую кроме Измаильского вошли Виталий Доценко, режиссер Борис Гершт (создатель популярного шоу «Папа, мама и я – спортивная семья»), оператор Юрий Кочергинский (отработавший на центральных телеканалах 40 лет) и актер Кирилл Лавров. Последнему предстояло выступить в роли ведущего фильма. Однако до весны 2002 года Наталья Батожок отвергала все притязания Измаильского на то, чтобы фильм финансировался через Комитет-300. Обиженный Измаильский всюду рассылал на Батожок жалобы, сетуя на то, что глава юбилейного ведомства отказывается приумножать славу российского флота и не прислушивается к советам такого морского льва, как он. Лишь когда в поддержку проекта Измаильского выступили генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, генеральный директор фонда «300 лет Кронштадту» Дмитрий Исакиев, а также ряд известных городских депутатов (от экс-спикера ЗакСа Сергея Тарасова до нынешнего председателя Вадима Тюльпанова), Батожок сдалась. В июле 2002 года был заключен договор между Комитетом-300 и фондом «Морской Петербург». Согласно договору, Комитет-300 в лице первого заместителя Батожок Дмитрия Машковцева поручал, а фонд брал на себя обязательства изготовить фильм «Морской Петербург» в четырех сериях. На создание картины комитет выделил 1 миллион 230 тысяч рублей. Уже на следующий день после заключения договора Комитет-300 перечислил на счет фонда 30 процентов оговоренной суммы. Известно, что еще в пору своих жалоб на Батожок Измаильский запрашивал на производство картины 4 миллиона 56 тысяч рублей. Спрашивается, почему же он так легко согласился с суммой, которая оказалась в четыре раза меньше предварительных расчетов? И можно ли было на эти деньги снять тот масштабный телесериал, который он задумал? - Мы выделили деньги только на «железо»: приобретение монтажного оборудования, видеокамер и другой необходимой техники, - свидетельствует Наталья Батожок. – Средства на выплату гонораров съемочной группе Измаильский пообещал найти из внебюджетных источников (к примеру, из спонсорской помощи тех морских предприятий, которые примут участие в проекте). Мы надеялись, что так оно и будет. Вообще, поначалу всем казалось, что проекту суждено безоблачное небо. ОРТ выразило готовность транслировать будущий фильм, при условии, что он будет удовлетворять требованиям канала. Меня лично успокаивало, что в создании ленты участвуют такие уважаемые люди, как Кирилл Лавров и Борис Гершт. Наверное, в этом сила Измаильского: он опирается на людей с безупречной репутацией. О том, что в творческом коллективе картины возник конфликт, мне долгое время даже не было известно. «УЧТИТЕ, ЖИЗНЬ У ВАС ОДНА» Действительно, получается, что Наталья Игоревна многого не знала. Ни того, что съемки периодически срываются, ни того, что продюсер поссорился с режиссером и оператором. - Первый съемочный день у нас был еще в июне, до заключения договора с Комитетом-300, - рассказывает Борис Гершт. - Планировалось закончить съемки к 28 июля - Дню Военно-морского флота. Потом сроки перенесли на октябрь, затем на ноябрь. Однако уже к середине лета съемочную группу стало здорово смущать то обстоятельство, что Измаильский ни с кем из нас не заключил официальный договор. Более того, выплату обещанного аванса он тоже затягивал. Обеспокоенный Гершт позвонил Лаврову и заявил, что он начинает не верить продюсеру и что надо бы заключить договоры. На это художественный руководитель БДТ, по словам Гершта, ответил: «Боря, ну меня же он не обманет». Забегая вперед, скажем, что расчет Кирилла Юрьевича на свой авторитет всенародно известного артиста не оправдался: он - единственный, кто долгое время не мог получить ни копейки за свою работу в «Морском Петербурге». Лишь на днях, когда верстался этот номер, Комитет-300 изыскал возможность расплатиться с Кириллом Юрьевичем. Гершт и Кочергинский оказались дальновиднее: они приостановили работу над фильмом и потребовали от Измаильского двух вещей: аванса и оформления деловых отношений. Скрипя сердцем, Измаильский пошел на это: подписал договоры и выплатил режиссеру и оператору 20 процентов от обещанной суммы. Съемки продолжились. - Последнюю съемку мы производили уже в октябре 2002 года, - говорит Борис Гершт. – Однако для четырехсерийного фильма материала еще было явно недостаточно, требовались съемки иконографии: старинных гравюр, фотографий и музейных реликвий. Кроме того, мне как режиссеру предстояла масштабная работа по озвучиванию и монтажу. Но как раз в этот момент Измаильский снова пропал. Потом неожиданно позвонил и сказал, что ему срочно требуется изготовить ролик для презентации фильма. Я ответил: «Заплатите часть гонорара, положенного мне по окончании съемок, и я в тот же день сажусь делать ролик». В ответ на это Измаильский произнес загадочную фразу: «Учтите, Борис Иосифович, жизнь у вас одна». К чести Бориса Гершта, он не придал большого значения зловещим намекам Измаильского. И делать ролик без денег наотрез отказался. После этого отношения продюсера и режиссера практически прекратились. Никакой работы над фильмом больше не велось. Гершт знал это наверняка, потому что все 40 кассет отснятых материалов мертвым грузом хранились у него и Кочергинского. Можно себе представить, насколько был поражен режиссер, узнав, что в начале минувшего декабря Измаильский официально передал готовый фильм заказчику – Комитету-300. Спрашивается, что же вручил чиновникам Измаильский, если Гершт ручается, что копии телесериала не существовало в природе? КАК «МОРСКОЙ ПЕТЕРБУРГ» СТАЛ БАНДИТСКИМ Как бы это ни было загадочно, но 5 декабря заместитель председателя Комитета-300 Дмитрий Машковец принял от Бориса Измаильского кассеты, на которых, согласно составленному тут же акту сдачи-приемки выполненных работ, содержался телесериал «Морской Петербург». При этом Комитет-300 перечислил на счет фонда Измаильского оставшиеся 70 процентов договорной суммы (за вычетом НДС это составило 717 677 рублей). Наталья Батожок, по ее собственным словам, в эти дни кассеты просмотреть не успела: в комитете царила суета, связанная с подготовкой выставки в Москве «300 лет духовной культуры Петербурга». Никто даже не обратил внимания на тот факт, что вскоре Измаильский попросил кассеты назад, мотивируя это тем, что собирается представить фильм на выставке. 17 января 2003 года был составлен новый акт приемки-передачи кассет продюсеру на ответственное хранение. Что было записано на этих таинственных кассетах, никто, похоже, так и не увидел. Обратно видеоматериалы вернулись лишь 29 января, а уже на следующий день в Комитет-300 нагрянули с проверкой сотрудники контрольно-счетной палаты (КСП) и изъяли злополучный фильм. - К председателю петербургской КСП Дмитрию Буренину я обратился 24 января, - вспоминает Борис Гершт. – К этому меня подтолкнул звонок оператора Кочергинского. Юра сообщил мне, что 6 января Измаильский полностью расплатился с ним за работу, в обмен на что получил все 40 кассет отснятого материала. При этом, по словам Юры, Измаильский дал слово морского офицера, что одновременно расплатится со мной. Однако мне Измаильский даже не позвонил. Примерно тогда же я узнал, что в декабре Комитет-300 уже принял от фонда «Морской Петербург» одноименный фильм. Поняв, что обманывают не только меня, но и Комитет-300, я написал письмо в КСП. В письме Гершта Буренину указывается на все логические нестыковки ситуации: до 6 января кассеты с фильмом находятся у Кочергинского, а месяцем раньше Измаильский сдает видеоматериал в комитет, монтаж сериала еще не начинался, а Машковцев принимает кассеты как готовую продукцию. Но вскоре случайно выясняется еще одно любопытное обстоятельство… - В конце января мне позвонили из Телевизионно-технического центра (ТТЦ) Федора Тарасова (с ТТЦ Измаильский тесно сотрудничал еще в период съемок) и сказали: «Борис Иосифович, мы монтируем ваш фильм», - свидетельствует Гершт. – Насколько могу судить, четырехсерийную картину склеили за одну смену монтажа (12 часов). Предполагаю, что титры для фильма взяли из ролика, ранее смонтированного режиссером Александром Сорокиным (вероятно, поэтому его фамилия вошла во все титры «Морского Петербурга»). На то, что «Морской Петербург» монтировался не ранее последних чисел января, указывает и свидетельство Светланы Герасимовой, ассистента Гершта на последнем этапе съемок: - В тот день, когда Борису Иосифовичу позвонили из ТТЦ, мне позвонил сам Измаильский, - рассказывает Светлана. – Он заявил, что в настоящий момент монтирует фильм с другим режиссером и просит меня срочно привезти роспись 40 кассет, без которой трудно сориентироваться в куче отснятого материала. Я перезвонила Гершту (тем более что роспись была у него) и передала просьбу Измаильского. Режиссер посоветовал не ездить: мало ли что… Что же получается? Из документов Комитета-300 следует, что после 17 января «Морской Петербург» находится на выставке в Москве. Однако, вероятнее всего, фильм не экспонируется, а спешно монтируется. Очевидно, что вмешательство КСП в эту историю еще более подхлестнуло Измаильского к оперативным действиям. В результате фильм, по оценке Гершта, получился сырой и непрофессиональный: в нем остался весь операторский брак, много повторяющихся кадров, но за счет этого удалось забить эфирное время до объема четырех серий. По всей видимости, именно этот вариант был повторно сдан в Комитет-300 и вскоре попал в руки Буренина. Однако Измаильского это уже не спасло: в конце февраля в отношении него возбудили уголовное дело, а неделю спустя он был задержан. Вскоре дело продюсера «Морского Петербурга» передали для расследования в Главное следственное управление ГУВД. ВОТ ТАКОЕ КИНО Можно представить, сколько вопросов возникло у следователей ГСУ, когда они ознакомились с делом. Многие из этих вопросов могут быть адресованы не столько Измаильскому, сколько первым лицам Комитета-300. К примеру, почему юбилейное ведомство практически никак не контролировало работу над фильмом? И что же было записано на кассетах, принятых первым заместителем председателя комитета Дмитрием Машковцевым от Измаильского? Готовый фильм, черновой материал, рекламный ролик или вообще пустые пленки? Предположим, что Наталья Батожок была слишком погружена в предюбилейные хлопоты и ничего не знала. На это, в частности, указывает тот факт, что под договором с Измаильским и под актами сдачи-приемки кассет стоит не ее подпись, а первого зампредседателя Комитета-300. Значит, во всем виноват Машковцев? Но что могло побудить чиновника рисковать своим положением? И вот здесь, подчиняясь самой обычной логике, а не политическому заказу, возникает вопрос о взятке. Случайны или закономерны действия Дмитрия Машковцева и Бориса Измаильского, станет ясно после уточнения одного обстоятельства – о роли в этой истории трех фирм, на счета которых продюсер в декабре перечислил 70 процентов бюджета фильма. Согласно имеющимся документам, юбилейные средства поступили на счета предприятий «Нева-Сервис», «Корунд» и «Контур». Однако, по версии следствия, никаких услуг фонду «Морской Петербург» эти фирмы на самом деле не оказывали. Более того, по некоторым сведениям, есть повод сомневаться в самом существовании некоторых из перечисленных предприятий. Что же получается: Измаильский отдал деньги липовым конторам? Если это так, резонно предположить, что съемки телесериала были лишь предлогом для хищения юбилейных денег и что создавать серьезный фильм никто даже не собирался. Впрочем, на эти вопросы еще предстоит ответить следствию. А пока Измаильский сидит под стражей и сожалеет, что не успел до конца довести работу над «Морским Петербургом». Кстати, об этом жалеют практически все члены распавшейся творческой группы. Хорошее могло бы получиться кино… НАТАЛЬЯ БАТОЖОК, председатель Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга: «МЕНЯ ВСТРЕЧАЮТ СЛОВАМИ: «ПРИВЕТ, РАСТРАТЧИЦА» - Я не совсем понимаю, вокруг чего возник такой крупный скандал. Фильм «Морской Петербург» существует, в апреле он демонстрировался в ночном эфире ТРК «Петербург». Заявляя, что картины нет, Буренин не мог не знать, что на самом деле картина сдана в КСП и находится в его сейфе. Другое дело - какого он качества, но даже Сергей Вадимович Степашин согласился со мной, что не дело контрольно-счетной палаты анализировать художественную ценность картины. У меня имеется множество рецензий на «Морской Петербург», и все они положительные. К тому же автор сценария фильма Виталий Доценко письменно подтвердил, что картина полностью соответствует его изначальному замыслу. Так почему же Дмитрий Буренин ведет себя так некорректно и позволяет себе публичные оскорбления в мой адрес? История с телесериалом и так получила настолько широкую огласку, что меня уже в Университете (Наталья Батожок заведует кафедрой в СПбГУ. – В. Б.) встречают словами: «Привет, растратчица!» Я могу признать свою вину в том, что не просмотрела кассеты, когда Измаильский сдал их в комитет. Да, виновата. Потому что была слишком занята, потому что доверяла съемочной группе. Информация о том, что в конце января фильм монтировался в какой-то монтажной, кажется мне недоказуемой: там могли работать с тем материалом, который остался в черновиках и который можно еще использовать. Впрочем, об этом мне судить трудно. Лично меня фильм, снятый творческой группой Измаильского, устраивает. Я заказывала классическую агитационную ленту в духе советского времени, прославляющую флот и Петербург как центр морской науки и образования. И я ее получила. Разумеется, телесериал мог быть лучше, и на этот случай в договоре Комитета-300 был предусмотрен пункт о доработке картины. Но реализовать этот пункт невозможно после того, как видеоматериал изъяли, а самого Измаильского арестовали… /Из первых рук/ КИРИЛЛ ЛАВРОВ, народный артист РФ: «ИЗМАИЛЬСКОГО МНЕ ДАЖЕ ЖАЛКО» - Вся эта история началась для меня летом прошлого года, когда в мой кабинет в БДТ пришел весь творческий коллектив фильма «Морской Петербург» во главе с Борисом Измаильским. Измаильский был, пожалуй, единственным, кого я совершенно не знал до этой встречи. Мне предложили принять участие в съемках фильма о Петербурге как о городе морской славы, и я охотно согласился, тем более что эта тема мне близка. Картине необходим был ведущий, на роль которого лучше всего подходил пожилой человек, родившийся в Петербурге и в юности грезивший о море. Никакого письменного контракта с Измаильским я не заключал, хотя Борис Гершт настоятельно советовал мне это сделать. Я созванивался с Измаильским, и он вроде бы обещал составить договор, но потом словно забывал это сделать. Между нами существовала лишь устная договоренность о моем гонораре. Причем я был готов работать «за идею», но Измаильский настоял, чтобы я назвал сумму. Я и назвал: 1 000 долларов за съемочный день (актеры моего положения столько и получают). Измаильский ответил: «Хорошо, меня это устраивает». Всего в рамках проекта «Морской Петербург» у меня было 7 съемочных дней. Сам фильм «Морской Петербург» мне довелось посмотреть чисто случайно: как-то ночью переключил канал и вдруг увидел самого себя и знакомые кадры. Но картина мне не понравилась: она удивительно топорно сделана, в ней нет ни идеи, ни профессионального монтажа. Фильм носит явные следы той скандальной истории, которая с ним приключилась. Последний раз я виделся с Измаильским прошлым летом на съемке. Больше мы с ним не пересекались. Сейчас мне его даже жалко: еще недавно этот человек сидел в моем кабинете, а теперь сидит в тюрьме. На прошлой неделе Измаильский неожиданно позвонил моему секретарю прямо из изолятора и сказал, что ему очень неудобно передо мной и что он обязательно расплатится…
Тайный советник , 19.05.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru