|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В губернаторы - за 3000 у. е.
5.05.2003 00:01
Проект разрабатывался почти полгода: с сентября прошлого года им занимался авторский коллектив, с которым Законодательное собрание заключило договор. Цель - "приведение порядка полготовки и проведения выборов губернатора в соответствие с федеральным законом". Что же, прежняя редакция закона о выборах губернатора, принятая в марте 1996 года, конечно же, устарела и во многом разошлась с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Но следовало ожидать, что разработчики новой версии не просто "подгонят" ее под указанный закон, но и учтут опыт избирательных кампаний последних лет. Скажем, постараются "расшить" все "узкие места", заполнить обнаружившиеся пробелы в законодательстве, ужесточить ответственность за нарушения, затруднить работу изобретателям "грязных технологий"... Увы, ничего этого нет.
Зато из новой версии закона выпали многие важные моменты, которые были в старой версии. Например, куда-то исчезла норма, запрещающая кандидатам в губернаторы выступать по государственным теле- и радиоканалам иначе как в качестве кандидатов и с соблюдением равных условий. Иначе говоря - в рамках одинакового для всех бесплатного эфирного времени, либо в рамках платной рекламы. Это важнейшее требование было в 1996 году включено в закон по простой и понятной причине. А именно - для того, чтобы должностные лица, облеченные властью, не имели возможность постоянно "светиться" в государственных СМИ, - якобы в рамках "информирования" об их текущей деятельности. При том, что "информировать" избирателей о деятельности других кандидатов государственные СМИ почему-то не хотели. В том же ключевом разделе - о предвыборной агитации - предлагается сократить с 75 до 60 минут общее количество эфирного времени, предоставляемого каждом кандидату бесплатно. Заодно кандидаты лишаются ранее предусмотренной возможности десятиминутного обращения к избирателям за два дня до выборов по телевидению и радио. Наконец, предлагается не проводить перед вторым туром выборов теледебаты, посвященные обсуждению предвыборных программ кандидатов. К тому же разработчики кое-где весьма избирательно переписали федеральный закон. В результате в предлагаемой ими версии, в отличие от федерального закона, нет положения об обязанности правоохранительных органов пресекать незаконную предвыборную агитацию. Но куда интереснее то, что кандидаты в губернаторы, занимающие должности категории "А" в федеральных органах власти (например, являющиеся представителями президента), не обязаны уходить в отпуск после регистрации. Заметим, что федеральный закон не делает для них никаких исключений: продолжать работать во время кампании могут только президент или премьер, исполняющий обязанности президента... Конечно, все описанное можно счесть простой случайностью. Но как в таком случае относиться к некоторым другим положениям проекта? Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." написан весьма подробно. Остается не так много вопросов, которые решаются на уровне питерского закона о выборах губернатора. Главные из них - это число подписей, которые надо собрать для выдвижения, величина избирательного залога, предельные размеры избирательных фондов и минимально необходимая явка избирателей на первый тур выборов. Как же эти вопросы решили в описанном проекте? Для выдвижения необходимо 2% подписей избирателей города (около 75 тысяч). Явка избирателей должна быть не менее 20%. Что же касается предельного размера избирательного фонда кандидатов в губернаторы, то он... равен одной тысяче МРОТ. Если учесть, что для этих целей применяется МРОТ, равный 100 рублям, то получается, что кандидат в губернаторы обязан уложиться в расходах на кампанию в "астрономическую" сумму в 100 тысяч рублей. Или примерно в три тысячи долларов США - как кому удобнее считать. Соответственно, избирательный залог, внеся который, гражданин приобретает статус зарегистрированного кандидата в губернаторы, составляет 15 тысяч рублей, или примерно 500 долларов. Плати полтысячи "зеленых" - и увидишь себя в списке кандидатов, получишь бесплатный эфир и печатную площадь вместе с возможностью сказать согражданам все, что думаешь... В старой версии Закона о выборах предельный размер избирательного фонда кандидата в губернаторы был в тридцать (!) раз больше - 30 тысяч МРОТ, или в пересчете на нынешние условия - около 100 тысяч долларов. На недавних выборах депутатов ЗС предельный размер избирательного фонда (который все проклинали за его мизерную величину) составлял 3 тысячи МРОТ - около 10 тысяч долларов. Теперь же кандидатам в губернаторы предлагают агитировать за себя в пределах всего Петербурга за сумму, втрое меньшую, чем это позволялось кандидатам в депутаты, при работе на территории в 50 раз меньшей. Можно, конечно, предположить, что разработчики, устанавливая такие пределы, что-то не то или не оттуда переписали. И тогда их можно винить разве что в головотяпстве (непонятно, правда, как Комитет по законодательству мог этот ляп одобрить). Ну а в противном случае остается предположить одно: абсурдно малый размер избирательного фонда установлен потому, что "нужному" кандидату в губернаторы и этих денег тратить не понадобится. О его деятельности питерских избирателей и так будут "информировать" через СМИ с утра до вечера, якобы бесплатно. Объясняя, что, пока все остальные кандидаты только говорят - он (или она) работает, решая насущные вопросы граждан. И потому не нуждается в том, чтобы вести кампанию, а тем паче - опускаться до дискуссий с другими кандидатами. Что же касается "ненужных" кандидатов - их при таких "предельных" размерах фондов будет проще простого уличить в нарушениях и снять с дистанции...
Новая газета-СПб ,
5.05.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |