Прокуратура Петроградского района отказала в возбуждении трех уголовных дел по заявлениям трех курсантов и их родителей, но они не намерены прекращать борьбу и требуют сатисфакции. Корреспондент «ТС» провел собственное расследование происходящего. Надо сказать, результаты оказались неожиданными.
ГЕСТАПО В СТЕНАХ УЧИЛИЩА?
Напомним, как развивались события: 19 февраля трое первокурсников Нахимовского училища и их родители обратились с письменным заявлением в 43-й отдел милиции. В заявлениях Андрей Папулов, Сергей Карязин и Владимир Соболев (им по 14 - 15 лет) заявили, что на территории училища их систематически избивали и подвергали сексуальным домогательствам 11 их же сокурсников, представляющих некую группу «Питоны». Подобные заявления попали в общественную правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга».
О том, что некоторые из курсантов подвергаются насилию со стороны своих однокашников, по данным сопредседателя «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Елены Виленской, офицеры училища знали. Так, по ее словам, на одном из собраний четвертой группы первого курса Владимир Соболев открыто заявил об издевательствах над ним и его товарищами и потребовал, чтобы четверых обидчиков отчислили из училища, за что мальчик был зверски избит, и врачи училища не оказали ему никакой помощи.
Кроме этого из заявления, которое Соболев подал в организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга», следует, что зверским избиениям подвергались и Сергей Карязин, и Андрей Папулов. Карязина и Соболева, мол, пытались даже изнасиловать, а Папулова так избили, что Соболеву показалось, что тот умер. Избитого Папулова, по данным Соболева, видел офицер-воспитатель Павлов, который в это время заглянул в помещение. Убедившись, что Папулов жив, Павлов якобы ушел, не оказав помощи и даже не поинтересовавшись, что произошло.
Из рапорта, написанного Сергеем Карязиным начальнику Нахимовского военно-морского училища Александру Букину: «Докладываю вам о систематических избиениях, издевательствах и вымогательстве денег по 10 - 20 рублей, имеющих место в 41-м классе. Бьют меня и других одноклассников, которые, по мнению некоторых нахимовцев, недостойны звания «питоны», так как не курят, не употребляют спиртных напитков и хотят учиться. Избиения происходят в кубрике после отбоя, в классе во время самоподготовки и гальюне. Лично я был свидетелем избиения одного нахимовца его сокурсниками.
22 января 2003 года в кубрике после отбоя нахимовца Соболева избивали трое. Прошу вас принять меры для наведения порядка в классе и прекращения издевательств надо мной и моими одноклассниками со стороны некоторых нахимовцев».
- У Карязина, - рассказывает Марина Соболева, - сейчас ноги отнимаются, время от времени он внезапно теряет сознание. Это следствие тяжелой черепно-мозговой травмы и, как следствие, смещения ствола головного мозга. У моего сына органическое повреждение головного мозга, травма позвоночника, печени. А совсем недавно я узнала (сын скрывал это от меня), что еще в ноябре 2002 года Володю неоднократно били кулаком в грудь. Синяков от этого не остается, но последствием может стать отек легкого.
Так случилось с моим Володей. У Андрея Папулова после перелома неправильно сросся нос. Он теперь не может нормально дышать. Я хочу обратить внимание на то, что в одном 41-м классе произошли сразу три случая тяжелых черепно-мозговых травм. По теории вероятности, это очень много.
Параллельно с обвинениями в адрес училища и нахимовцев, высказывались и иные точки зрения. В училище неоднократно проводились собрания родителей.
Их итогом становились открытые письма, суть которых сводилась к требованиям родителей нахимовцев прекратить грязный скандал, раздутый вокруг НВМУ. «В результате негативной непроверенной информации со стороны СМИ, - говориться в одном из таких писем, - нахимовцы стали подвергаться моральному и физическому насилию со стороны горожан. Кто за это ответит? Мы не можем равнодушно смотреть на происходящее. Незаслуженно поруганы нахимовцы, училище, задета честь морских офицеров.
Да, мы не отрицаем, что среди нахимовцев случаются драки. Но это мальчики дерутся между собой. Потому что они мальчишки, потому что они не терпят никакой несправедливости по отношению к себе, не терпят воров, доносчиков, клеветников».
Такого же мнения придерживаются и нахимовцы, с которыми беседовал корреспондент «ТС».
- Поскольку это первый курс, - считает нахимовец последнего курса Павел, - у них сейчас идет борьба за авторитет. Стычки, конечно, в это время происходят чаще, чем на втором или третьем курсе. Могут случаться и драки, это вполне нормально. Но чтобы такое, о чем писали… Не может быть.
Но если «дедовщины» в училище нет, то как быть с «питонами»? Как оказалось, «питоны» в НВМУ действительно есть. Папулов, Карязин и Соболев утверждают, что это - прогульщики, любители никотина и алкоголя. В статье «Держитесь, ребята!», опубликованной в газете «Флаг Родины», ее автор капитан первого ранга Сергей Горбачев употребляет термины «питоны» и «питония». Последний на языке нахимовцев означает их альма-матер, то есть училище. «Питон» же переводится – «воспитанник».
ФАКТЫ НЕ ПОДТВЕРДИЛИСЬ
С февраля Нахимовское училище неоднократно подвергалось проверкам. Результатом проверки военной прокуратуры Ленинградского военного округа стало представление о нарушении закона, направленное главнокомандующему ВМФ Куроедову. В этом документе указывалось на ряд недостатков, выявленных в Нахимовском училище, Кронштадтском морском кадетском корпусе, 42-й мореходной школе ВМФ.
В Нахимовском училище военная прокуратура выявила незначительные нарушения по зачислению (30 человек не отвечали установленным требованием по возрасту либо уровню образования, 11 были зачислены после окончания сроков приема). Кроме этого руководство училища, по мнению проверяющих, не владеет в должной степени обстановкой во вверенном учреждении, а также допускает нарушения законодательства.
К последнему было отнесено отсутствие отдельного списка военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном и первоочередном порядке (два человека). Как стало известно корреспонденту «ТС» (к сожалению, мы не можем раскрыть источник информации), одним из этих военнослужащих является начальник Нахимовского училища контр-адмирал Александр Букин, который 25 лет ходил в плавания на атомных подводных лодках и принимал участие в ликвидации чернобыльской трагедии. На данный момент Александр Букин проживает вместе с семьей в казарме Нахимовского училища.
Что же касается случаев избиений одними курсантами других, эти факты проверяла прокуратура Петроградского района. Поскольку курсанты не являются военнообязанными, их заявления должна рассматривать не военная прокуратура, а подразделения МВД либо, в зависимости от подследственности, районная или городская прокуратура.
Заявления матерей Соболева, Карязина и отца Папулова заместитель прокурора Петроградского района Гульчук рассматривал по отдельности. Итогом прокурорской проверки стали три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
ЗА ОТСУТСТВИЕМ СОБЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Судя по мнению Марины Соболевой о состоянии здоровья трех бывших нахимовцев, в училище ребят должны были избивать не то что сильно, а предельно жестоко. Соответственно, все эти факты должны быть указаны в постановлении прокуратуры. И что же?
В своем заявлении в правоохранительные органы Сергей Карязин указал, что около одиннадцати часов вечера 19 января этого года трое нахимовцев били его руками, ногами, черенком швабры. Наносились удары в грудь и по лицу. Обвиняемые же Карязиным сообщили, что никаких конфликтов у них с Сергеем не было. А отношения были, напротив, нормальные. Отрицал нетоварищеские отношения в коллективе и офицер-воспитатель класса Вересов. 21 января Карязин действительно обратился в медпункт училища с жалобами на боли в животе. С диагнозом «кишечная колика» он был отправлен на лечение в Военно-морской госпиталь.
Что характерно: ни при осмотре врачом медпункта, ни во время нахождения в госпитале следов побоев на нем никто не обнаружил.
Андрея Папулова, с его слов, одноклассники избивали в течение трех ночей: с 16-го на 17-е, с 17-го на 18-е и с 18 на 19 ноября 2002 года после команды «отбой», около 23.00. Удары наносились руками по голове, лицу, всему телу. Кто-то бил по телу железным прутом для сбивания льда. Андрея обливали холодной водой, снова били, он терял сознание.
Прокуратура проверила этот факт. Первое, что отметили проверяющие, - путанные, противоречивые и непоследовательные показания Папулова, что сразу поставило под сомнение их правдивость.
Объективных доказательств, подтверждающих факты избиения Андрея, проверка не выявила: якобы нанесенные ему телесные повреждения ни в каких медицинских учреждениях зафиксированы не были. Не «заметили» их и при еженедельных телесных осмотрах, которые в обязательном порядке проводятся в училище.
Одноклассники Папулова (в том числе и те, на кого указал Андрей как на обидчиков) объяснили сотрудникам прокуратуры, что отношения у коллектива не сложились с ним изначально, в связи с чем действительно возникали иной раз конфликты, но до группового избиения дело никогда не доходило.
Что же касается заявлений Соболева об избиении Папулова, когда он подумал, что тот умер, а офицер-воспитатель Павлов не оказал пострадавшему никакой помощи, они тоже не подтвердились. Как сообщил Павлов, он действительно как-то во время ночного дежурства услышал шум из кубрика 41-го класса (почти все его ученики высказывали претензии Папулову). Офицер принял меры по пресечению правонарушения (нахождение учеников после отбоя в неположенном месте в Нахимовском училище считается правонарушением), но никакого рукоприкладства по отношению к Папулову не видел. Не было на нем и следов побоев.
Показания Павлова подтвердили два нахимовца старших классов, которые также были свидетелями происходящего.
Что касается психологического портрета Андрея Папулова, то показательны несколько фактов из его жизни в училище. В начале обучения он по собственному желанию был назначен старшиной класса. Но уже через две недели с этой должности был снят – руководить классом у него не получилось.
После ночного разговора с одноклассниками, которые пресек офицер-воспитатель Павлов, Папулов подал рапорт, в котором просил перевести его в другую роту. Андрея перевели. Но и в другом классе у него начались сложности с адаптацией в коллективе.
Как заявил Владимир Соболев, его избили ночью 9 февраля. 12 февраля он обратился в травматологический пункт Кировского района, где сообщил, что у него сотрясение головного мозга и болит грудь. С диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей лица» Владимир был госпитализирован.
При первоначальном опросе, который проводила инспектор отдела по профилактике правонарушений со стороны несовершеннолетних Петроградского района Нестерова, Соболев рассказал, что около часа ночи 9 февраля к нему подошел дневальный по роте и, разбудив, сказал, что его вызывает старшина роты, который находится в кубрике 42-го класса. Владимир пошел туда. Около дверей его кто-то толкнул в комнату, где было темно. Соболеву надели на голову ведро, которое он тут же снял, и в это время почувствовал, что в него кидают вещи: резиновые тапки, ботинки, которые попадали ему в грудь и голову. Не удержав равновесия, он упал, ударившись спиной о подоконник. После этого он зашел в туалет смыть кровь, которая текла из разбитого носа, и пошел к себе в кубрик.
В более позднем объяснении Соболев излагает происходившее иначе. Так, по новой версии, упоминается ряд участвовавших в его избиении нахимовцев, а ведро с головы он снял только под конец экзекуции.
Прокурорская проверка показала: действительно, ученики 42-й группы около часа ночи 9 февраля решили закидать тапками первого, кто войдет к ним в спальню (к ним постоянно кто-то заглядывал и мешал спать). Первым, кто вошел, оказался Соболев. Один из нахимовцев хотел одеть ему на голову пластмассовое ведро (чтобы не нанести травмы от летящих тапок), но Владимир его тут же снял. В Соболева полетели тапки. По словам учеников 42-й группы, все, включая Соболева, посмеялись.
Ребята видели на лбу Соболева царапину, но никаких других травм у него не было.
Утром 9 февраля родители Соболева забрали сына домой. 12 февраля он обратился в травмпункт, а оттуда в Военно-морской госпиталь. В травмпункте Соболев заявил, что во время избиения сознания не терял. При осмотре Владимира в госпитале, он вновь изменил показания: по новой версии, сознание он-таки терял.
Еще один момент, повлиявший на решение прокуратуры, - полученные прокуратурой доказательства, что с 9 по 12 февраля Соболева в Нахимовском училище не было. В травмпункт он обратился 12 февраля. То есть травмы он мог получить и в совершенно другом месте значительно позже. Уж не опасаясь ли этого вывода, мать или сын Соболевы сообщили врачам травмпункта, что мальчик доставлен в него прямо из НВМУ?
Настораживает и эта одновременность в обращении в правоохранительные органы. Карязин заявляет, что его били в ночь с 22 на 23 января 2003 года, Соболев – 9 февраля, а Папулов и вовсе в ноябре прошлого года. Однако с заявлениями все трое обратились лишь 19 февраля этого года. Получается, Папулов и Карязин ждали, пока изобьют всех, чтобы потом «за компанию», оптом пожаловаться на обидчиков? Или просто не было человека, который возглавил бы этот процесс? Тогда получается, что нашелся он лишь после якобы избиения Соболева? Уж не Марина ли Соболева это?
ХОД АРМАТУРОЙ ПО ГОЛОВЕ?
Казалось бы, отказ прокуратуры возбудить уголовное дело должен был поставить точку в скандале вокруг Нахимовского училища. Однако история получила развитие: пострадал предполагаемый нами вдохновитель антинахимовской кампании.
12 марта около 22 часов Марина Соболева была избита четырьмя неизвестными в поселке Тайцы Гатчинского района, где она живет вместе с мужем. Как утверждает Марина Соболева, нападавшими были курсанты Нахимовского училища.
С переломом носа и сотрясением мозга Соболева была госпитализирована. По факту ее избиения возбуждено уголовное дело по пункту «а» второй части статьи 213 Уголовного кодекса РФ (хулиганство, совершенное группой лиц).
По словам Соболевой, она рассматривает это нападение в свете своей активной деятельности по преданию огласки ситуации в Нахимовском училище. Кроме этого Соболева собиралась передать имеющиеся у нее документы возглавлявшему последнюю проверку Нахимовского училища начальнику отдела воспитательной работы Ленинградской военно-морской базы Федору Смуглину. Нападение встречу Соболевой со Смуглиным сорвало.
Ряд питерских журналистов провели расследование этого нападения. И вновь нестыковки. Как стало известно корреспонденту «Вечернего Петербурга», изначально Соболева заявила, что, когда она вышла за углем, к ней кто-то подошел сзади, опрокинул на землю и нанес удар металлическим прутом по лицу. Поскольку было темно, видела женщина только неясные силуэты. Далее показания стали меняться. Уже в протоколе допроса пострадавшая сообщила, что нападавшие на нее люди были в шапках и шинелях.
Отвозил в больницу Соболеву сосед, который сообщил, что в тот день видел Соболеву около девяти часов вечера. Она сказала, что идет разбираться с соседями, у которых ее собака съела курицу. Через некоторое время к нему подбежал муж Соболевой и попросил помочь довезти ее до больницы, так как она упала и сломала нос. Так упала Марина Соболева или ее избили? И если второе, то почему она никого четко не разглядела? По утверждениям корреспондента «Вечернего Петербурга», он был рядом с домом Соболевых и лично видел, что рядом с калиткой стоит фонарь. И ночью там светло как днем.
Опросил корреспондент «ВП» и водителей маршрутных автобусов, идущих через Тайцы. Никто из них не вспомнил, что подвозил курсантов.
Так кто же напал на мать бывшего нахимовца? И было ли это нападение на самом деле?
Возможно, ответы на эти вопросы заключаются в личности самой Соболевой. Как выяснил из беседы с соседями Соболевых корреспондент «ВП», «поселяне что-то знают, но распространяться на эту тему не хотят. Так как, по их словам, женщина эта скандальная и мстительная и связываться с ней в поселке никто не хочет – беды не оберешься».
НЕУСПЕВАЮЩИХ ЗДЕСЬ НЕ ДЕРЖАТ
Первыми, кто не поверил в возможность наличия «дедовщины» в Нахимовском училище, были его выпускники прошлых лет. Они знают порядки этого учебного заведения и заявляют однозначно: «такого быть не может».
Дело в том, что при поступлении в НВМУ абитуриент не проходит конкурса. В училище даже нет такого понятия. Мальчик либо сдает экзамены и зачисляется, либо нет. Причем много детей в училище не из Питера. (Дорогу в Петербург и, в случае если они не смогли поступить, обратно оплачивает Министерство обороны РФ.) В процессе учебы курсанты постоянно находятся под надзором офицеров-воспитателей, еженедельно их в обязательном порядке осматривают.
В отличие от обычной школы, откуда ребенок просто так не может уйти, прекратить обучение в Нахимовском училище курсант может в любой момент. Для этого ему нужно лишь написать рапорт об уходе по собственному желанию. О какой «дедовщине» может идти речь, если преследуемый и гонимый может в любой момент уйти оттуда, где ему плохо, ведь основной принцип самого явления «дедовщины» заключается в том, что притесняемые и притесняющие находятся в одном месте и не могут по своей воле его покинуть?
С другой стороны, решение ребенка покинуть стены училища обычно не находит отклика у их родителей. Дело в том, что, будучи учеником НВМУ, ребенок полностью содержится за счет Министерства обороны: ему выдается одежда, его кормят, платят ежемесячно 100 рублей стипендии. К тому же мальчишка всегда находится под присмотром, и родителям можно не беспокоиться: не связалось ли их чадо с дурной компанией? не пьет ли где-то в подворотне портвейн? не принимает ли наркотики?
Уйдя же из училища, ребенок вновь садится на родительскую шею - его надо кормить, одевать, воспитывать.
По данным Нахимовского училища, из примерно 220 ежегодно поступающих на первый курс мальчишек 30 не собираются связывать свою дальнейшую жизнь с военно-морским флотом. То есть эти дети изначально заняли не свое место. Но, как уже говорилось, просто уйти они не могут – не позволяют родители. Тогда некоторые из них начинают искать причину, которая покажется родителям уважительной. Такой причиной могут быть жалобы: мол, мне здесь плохо, меня бьют другие курсанты, меня плохо кормят, офицеры обижают. Услышав такое заявление, родители забирают чадо и начинают жаловаться во все инстанции.
Аналогично и с неуспевающими. За плохую учебу из НВМУ отчисляют без колебаний. То есть и таким мальчикам предстоит нелегкий разговор с родителями. И вновь не исключен вариант, что ребенок попытается свалить вину на товарищей, преподавателей, руководство училища.
СМИ В ПОГОНЕ ЗА СЕНСАЦИЕЙ?
Из открытого письма родителей нахимовцев: «Мы, родители нахимовцев, требуем от СМИ прекратить нагнетание нездоровой обстановки вокруг Нахимовского военно-морского училища».
Первым, кто начал позволять себе не совсем приличные высказывания в антинахимовской кампании, был Сергей Карязин, который свое заявление, направленное начальникам НВМУ и Управления военного образования ВМФ, закончил фразой: «Прошу вас разобраться в сложившейся ситуации и навести порядок, с тем, чтобы подавляющее большинство моих одноклассников не подвергалось унижению и оскорблению со стороны отдельных моральных уродов».
Имена этих «отдельных моральных уродов», так же, как и совершенно фантастические истории о якобы зверствах, творящихся в Нахимовском училище, вскоре зазвучали с экранов телевизоров, были напечатаны на страницах газет.
Немногим позже в СМИ появились фразы типа: «контр-адмирал Букин - садист с психическими отклонениями». Во-первых, слово «садист» имеет достаточно четкое определение. Для справки: садист - человек, склонный к садизму. Садизм - получение удовлетворения путем физического, морального или эротического болевого воздействия на партнера с его согласия для взаимного удовольствия. (Не путать с жестокостью!) Название происходит от имени французского писателя маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740 - 1814).
Во-вторых, почему один человек считает возможным назвать другого «садистом»? Притом что тот отдал большую часть своей жизни военно-морскому флоту, а теперь считает, что у него 700 детей (учеников НВМУ), среди которых немало сирот или детей из неполных семей? (Кстати, с начала скандала вокруг Нахимовского училища в городе поползли слухи о том, что поступить без взятки туда нереально. Сироты и имеющие одного родителя дети – лучшее этому опровержение.)
Досталось оскорблений и нахимовцам. Так, по мнению одного питерского журналиста оказалось, что «в ближайшем будущем элиту российского флота могут пополнить садисты, фашисты и сексуальные извращенцы». Кто дал ему право так говорить о детях (среди которых есть заведомо не достигшие 14 лет) – абсолютно непонятно.
ЛОВКОСТЬ ПИАРА, И НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА
- Почему драка между мальчишками в СМИ освещается на уровне важного политического события почти по всем каналам, на всю Россию? – недоумевают родители нахимовцев. – Почему информация появилась ко Дню защитника Отечества? Драка же произошла намного раньше.
Мы считаем, что этот скандал подогревается намеренно. Возможно, кого-то не устраивает та военно-патриотическая работа, которая возобновляется среди молодежи, и нужно опорочить флот, армию? Возможно, кого-то заинтересовало такое красивое здание в центре города, возможны и другие причины. Кто за этим стоит и кому это надо?
Чтобы разобраться в этих вопросах, надо понять, кто этот скандал организовал. Из родителей якобы потерпевших – это, как мы подозреваем, Марина Соболева, которая обратилась в общественную правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Организация эта широко известна рядом разоблачений случаев «дедовщины» в армии.
Организация неоднозначная, но до сих пор ее действия большинство людей одобряли и считали правильными и нужными.
Понять, какого же результата хотели добиться «матери» в этом случае, несложно. Они сами обозначили цель в обращении, копии которого были отправлены президенту России, министру обороны и в ряд других инстанций. Суть третьего пункта этого заявления такова: Суворовское и Нахимовское училища прочно вплетены в армейскую структуру, они остаются закрытыми для гражданского общества, благодаря чему там сохраняются произвол и пытки, которые теперь дошли и до детских учебных учреждений. А посему их надо забрать из ведения Министерства обороны и передать Министерству образования.
Тем более передача была бы актуальна в свете поддержания международных инициатив по запрещению в принципе обучения детей военному ремеслу, ибо это не способствует нормальному развитию личности ребенка. Ведь создавались эти учебные заведения в годы Великой Отечественной войны для сыновей погибших военнослужащих, партизан, рабочих, колхозников. (А как же упоминавшиеся сироты и дети из неполных семей в наши дни? – Прим. О. Б.) «Думаем, - пишут «матери», - что если провести социологические исследования среди нахимовцев, то вырисуется парадоксальная картина – обучаются дети, как правило, состоятельных родителей. (Вновь непонятно: где же сироты и имеющие только одного родителя? К коим, кстати, относился и Папулов, у которого умерла мать, когда ему было 9 лет. – О. Б.)
Еще нас интересует процент нахимовцев, которые впоследствии становятся морскими офицерами. Проанализировав эти вопросы, можно сделать объективный вывод о целесообразности этих училищ вообще».
Что касается процента ставших морскими офицерами нахимовцев, то он, по данным училища, очень даже велик.
А вообще, данное предложение напоминает реформу. Причем реформу неоднозначную. И опасную. Нахимовское и Суворовское училища – одни из немногих учебных учреждений, которые за последние годы не только не понизили качество обучения, а наоборот, повышают с каждым годом, оборудуя новые компьютерные классы, обновляя учебную базу.
Не зря родители в своем открытом письме интересуются: кому и зачем нужно развалить НВМУ? Одну из гипотез подсказывают сами «Солдатские матери» в своем обращении, ссылаясь на некую международную инициативу по запрещению обучения детей военному ремеслу.
ИСТИННОЕ ЛИЦО «ГЕРОЯ»
А теперь о главном: почему, как мы считаем, главный организатор скандала Марина Соболева так яростно продолжает борьбу с Нахимовским училищем.
Мы располагаем документами, это объясняющими. Дело в том, что Марина Соболева очень, ну просто очень хотела, чтобы ее сын учился в Нахимовском училище. Хотела настолько, что пошла ради этого на все. Но не получилось.
Дело в том, что при поступлении в НВМУ абитуриент среди документов подает характеристику и ведомость с оценками за восьмой класс.
Согласно характеристике, Соболев Вова за время обучения в своей школе проявил себя способным учеником с хорошей успеваемостью и дисциплиной. Имеет уравновешенный характер, наблюдателен, сосредоточен, внимателен, проявляет твердость и упорство в достижении цели. Требователен к себе, повышает образовательный уровень путем дополнительного образования на курсах. Среди одноклассников пользовался уважением за общительность, чувство юмора, сдержанность. Хорошо развит физически, любит спорт.
Подтверждает эту характеристику и ведомость. В восьмом классе у Вовы было лишь три четверки: по русскому языку, алгебре и физике, остальные – пятерки.
Почему же такой общительный мальчик не смог найти общий язык с другими нахимовцами и в конечном итоге якобы стал жертвой некоторых из них? Евгений (фамилию умышленно не называем) учится в классе, где раньше учился Соболев. В числе обидчиков Вовы он не числится.
- Я знал все троих, – говорит Женя. – То, что они говорят, – неправда. Потому что Соболев сам зачинал некоторые драки. А когда начали его трогать, он раздул скандал.
Согласен с ним и Дмитрий из 43-го класса, который считает, что если человек не хочет учиться и его не устраивают порядки НВМУ, то не надо, уходя из него, обливать грязью.
- Все эти домогательства, - считает Дима, - избиения - полная неправда.
Разногласия между нахимовцами бывают, но это не может дойти до массового избиения. Если офицер заметит, что один нахимовец конфликтует с другим, обоим придется писать объяснения. Поэтому, когда говорят, что офицеры видели драки и не реагировали на них, - неправда, полная клевета. И Папулов, и Карязин, и Соболев не хотели учиться.
В училище успеваемость Володи сильно изменилась: пятерки и редкие четверки сменились двойками и тройками. По итогам первого полугодия по двум предметам (алгебра и геометрия) он был не аттестован, а по трем имел двойки (русский язык, химия и физподготовка).
Текущие оценки в третьей четверти примерно на том же уровне. То есть Вова Соболев практически гарантированно должен был быть отчислен после первого года обучения.
Почему же так резко изменилась успеваемость наблюдательного и сосредоточенного Вовы? Может быть, потому что его постоянно обижали?
Задались этим вопросом и сотрудники НВМУ. И подняли в школе, где раньше учился Соболев, документацию. В сводной ведомости учета успеваемости учащихся за восьмой класс Владимир Соболев записан под номером 24. Но здесь его оценки совсем не те, что указаны в предоставленной в Нахимовское училище ведомости. Четверок у Владимира тут только две: по изо и труду, по физике – два балла, остальные отметки – тройки.
Каким образом и откуда взялись предъявленные в училище ведомость и характеристика, сейчас выясняют правоохранительные органы. Надеемся, они смогут разобраться и сделать правильные выводы.
Нас же интересует другое. Не могло ли так получиться, что все те медицинские документы и разговоры, что три мальчика, отучившиеся чуть более полугода, стали чуть ли не инвалидами, из той же серии, что и ведомость с характеристикой поданные Соболевым при поступлении в Нахимовское училище?
Тайный советник ,
21.04.2003