|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Смольный: три месяца без маневра
21.04.2003 00:01
После серьезных внутренних терзаний Уставный суд в минувшую пятницу произвел, наконец, финансовую революцию городского масштаба. Суд решил, что комитет финансов не имеет права самостоятельно перераспределять бюджетные средства.
Судебный вердикт коснулся трех пунктов 20-й статьи городского закона о бюджете-2003. Два из них утратили силу уже в день вынесения вердикта Уставным судом. Один - потеряет юридическую силу через три месяца. С прошлой пятницы комитет финансов не имеет права перемещать бюджетные деньги с одной целевой статьи на другую внутри тех средств, которые выделены любому из их главных распорядителей (в основном, смольнинским комитетам или районным ТУ). Закон о бюджете предполагал такую возможность, ограничивая ее 10% от суммы, запланированной на нужды одного главного распорядителя. Другим пунктом, действие которого было отменено, стала норма, разрешающая комфину перебрасывать финансирование с одного объекта на другой в рамках адресной программы капитального ремонта образовательных учреждений. Впрочем, отмена действия упомянутых пунктов пока является временной. Смольный сможет снова воспользоваться своим 10%-ным правом через три месяца - если к этому моменту закон о бюджете будет приведен в должный вид. Через эти же три месяца, однако, смольнинское финансовое ведомство потеряет куда более серьезное полномочие. С конца июля комитет финансов не будет иметь права самостоятельно перераспределять бюджетные ассигнования между комитетами и ведомствами (закон о бюджете ограничивал объем средств, который можно было забирать у одного комитета в пользу другого, пятью процентами). Суд в то же время признал, что такие корректировки бюджета иногда нужны. Однако санкционировать их отныне должен петербургский парламент - внесением соответствующих изменений в закон. Финансовый вице-губернатор Виктор Кротов в пятницу затруднился прокомментировать "Делу" вердикт уставных судей, сославшись на то, что текста их решения пока не видел. Впрочем, в комфине не скрыли от нас своих, пока неофициальных, опасений. Здесь полагают, что бюджетные изменения, которые теперь придется пошагово согласовывать с законодателями, могут практически застопорить исполнение бюджета в целом. Чиновники также, похоже, ищут возможности для контригры - в Смольном намекают, что право оперативного управления бюджетом регулируется федеральным законом (Бюджетным кодексом РФ). Следовательно, в своем решении Уставный суд по-своему трактует федеральное законодательство. Чего он делать не имеет права в принципе. Депутаты, выступившие инициаторами вынесения судьбоносного решения, в ответ на это подвергают сомнению мотивированность многих "перебросок средств", осуществленных Смольным за последние годы. В вину комитету финансов ставится то, что, пользуясь своими возможностями, его руководство "без особой надобности" снимало деньги сразу с нескольких расходных статей. И переводило на один -излюбленный - объект. Традиционно проводившееся раз в полгода согласование бюджетных корректировок, с точки зрения этих законодателей, мало что значило. Ибо многие решения о перераспределении средств приходилось утверждать постфактум, когда деньги уже были по факту истрачены. Впрочем, версия об исключительной бескорыстности тех 13 депутатов, которые поставили свои подписи под обращением в Уставный суд, также не является однозначной. Дело даже не в том, что все они попали под действие печально знаменитого распоряжения Владимира Яковлева № 316-ра. Речь в нем, напомним, шла о перераспределении средств депутатской коллективной поправки. В соответствии с распоряжением, финансирование тех целевых статей, которые были заложены в бюджет по инициативе оппозиционно настроенных к Смольному парламентариев, было переведено в сферу компетенции ТУ. Обиженным мариинцам цель этой акции показалась предельно ясной. По их мнению, губернатор прибегнул к привычной тактике финансового наказания нелояльных депутатов, которым теперь придется ходить на поклон в ТУ для согласования каждого пункта своей "поправки" (подробнее об этом - см. "Дело", 7 2003). Однако истинные причины, приведшие к финансовой революции городского масштаба, заключаются даже не в этом. Депутатам, лишившимся финансовой благосклонности Смольного, якобы стало известно, что уже в ближайшее время должно последовать очередное губернаторское распоряжение, еще раз перераспределяющее оставшиеся у них в "поправке" средства. Впоследствии - летом или осенью - в ЗакС был бы внесен законопроект о бюджетной корректировке, который опять-таки постфактум придавал этой комбинации законность. Считается даже, что о такой смольнинской находке парламентариям сообщил человек, имеющий прямое отношение к ее подготовке, - один из заместителей председателя комфина, желающий в свете грядущих важных политических событий приобрести для себя еще одну точку опоры. ДОСЬЕ Один из самых информированных в финансовых вопросах петербуржцев - Сергей НИКЕШИН, экс-глава бюджетно-финансового комитета ЗакСа, скептически оценил решение суда: - Бюджет - это всегда только план, который необходимо корректировать. По многим объектам, финансирование которых закладывается в бюджете, средства просто не успевают осваивать, и их необходимо перераспределить (тот же Уставный суд однажды просил перенести финансирование с одного "своего" объекта на другой). В противном случае деньги так и будут оставаться на счетах в банках. Что предоставит широкий фронт работ для аудиторов из городской Контрольно-счетной палаты.
Дело ,
21.04.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |