Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Вадим Тюльпанов: "Подравнять" депутатов мне все равно не удастся..."
21.04.2003 00:01
Широкой известностью он похвастаться не мог, устойчивыми связями с авторитетными бизнесменами тоже, к губернатору Яковлеву особо близок не был.

Прошел трудовой путь от моториста до старшего механика на судах Балтийского морского пароходства, затем отдал должное бизнесу (возглавлял крупную транспортную компанию, работавшую в морском порту Петербурга), а начиная с 1998 года стал последовательно выстраивать политическую карьеру.

Вадим Тюльпанов

Председатель профильной комиссии ЗакСа по транспорту, руководитель фракции, вице-спикер, один из лидеров питерского "Единства", активный участник полпредской программы "Диалог" и т.д. - все это штрихи к политическому портрету Тюльпанова. На волне обострившегося в конце 2002 - начале 2003 года противостояния между федеральными структурами власти и администрацией Петербурга Тюльпанов востребован как лидер оппозиционной Смольному ориентации.

На него поставили, по слухам, и влиятельные петербургские, и, что примечательно, московские деловые элиты. Естественно, Вадим Тюльпанов по праву стал одним из наших первых собеседников в цикле "Протагонисты".

- Почему даже спустя почти три месяца после избрания спикером вам не удается ликвидировать раскол в ЗакСе, а в результате - кпд работы городского парламента близок к нулю?

- Не согласен с вами. Да, мы пока приняли не слишком много важных законов. Но раскол почти преодолен: депутаты не проголосовали за изменения в Устав города, касающиеся третьего срока губернатора, и Владимир Яковлев в конце концов заявил об отказе от дальнейшей борьбы.

Заявление губернатора, позволившее достойно завершить бестолковое парламентское противостояние, - это, на мой взгляд, заслуга депутатов ЗакСа третьего созыва.

- А как быть с внутренними взаимоотношениями в Собрании? После первого же срыва заседания ЗакСа вы говорили, что признаете и свою ответственность за это и постараетесь наладить сотрудничество между двумя основными депутатскими группами. Однако складывается впечатление, что и сегодня до этого далеко - хотя ряды сторонников Смольного оцениваются уже то в 17 человек, то в 15...

- Оппозиция должна существовать при любом раскладе. Если ее нет - значит, парламент нездоров, если все голосуют единогласно, значит, ни о какой демократии говорить нельзя. Так, в Магаданской области из 30 депутатов 29 входят во фракцию "Единая Россия"! К счастью, у нас не Магаданская область. Петербургский парламент - очень своенравный, и при этом, безусловно, достойный нашего города.

А Петербург - город демократический. Как когда-то писал Сергей Довлатов, - самый антисоветский город. Писатель имел в виду, что это город, не подчиненный общим канонам, свободолюбивый. Так что "подравнять" депутатов мне все равно не удастся. Я это осознаю и таких целей не преследую.

Другое дело, что в данной ситуации, когда демократическая процедура смены губернатора, мы уверены, будет непременно соблюдена, противостояние двух депутатских группировок теряет свою остроту. Теперь, когда исчез главный камень преткновения - вопрос о третьем сроке, я ожидаю даже в ближайшее время возникновения блока, объединяющего 40 депутатов. Уверен, что это будет способствовать конструктивной работе, которой от нас ждет город.

- Насколько вероятны досрочные выборы губернатора?

- У нас уже лежит закон о совмещении выборов, который был внесен координатором фракции "Единая Россия" (ЕР) Константином Сухенко, о назначении выборов на декабрь 2003 года. И, согласно нормам регламента, мы уже скоро сможем приступить к его рассмотрению.

При этом, учитывая заявление Яковлева, я не исключаю, что он уйдет и досрочно. Впрочем, все-таки до юбилея было бы нелогично делать подобный шаг. Но и в таком случае наиболее легитимной датой будет опять же декабрь.

- Знаменитое заявление Яковлева вы называли мужественным поступком. Но, может быть, это такой ход, отвлекающий маневр, чтобы на время юбилея снять ажиотаж вокруг своей фигуры и темы третьего срока, а затем как-то отыграть назад?

- Вряд ли... В любом случае, чтобы избираться на третий срок, губернатору надо добиться от ЗакСа изменения Устава города. Даже если представить гипотетически, что депутаты вдруг единодушно решили дать Владимиру Анатольевичу возможность избираться на третий срок, на изменение Устава потребуется определенное время. А главное - нет оснований полагать, что депутаты, тем более после юбилея, могут столь резко изменить свою позицию.

- Кстати, что вы имели в виду, заявив недавно о плохой подготовке Петербурга к 300-летию?

- То, что имеют в виду горожане в своих письмах: грязь, гололед, бедность, разруху на фоне свежепокрашенных дворцовых фасадов. Несмотря на принятие различных целевых программ, за семь лет, отпущенных Владимиру Анатольевичу на управление городом, в этом плане ничего не было сделано. Хотя, конечно, с точки зрения VIPов и гостей Петербурга его подготовка к юбилею будет оцениваться более высоко.

- А какие фигуры, на ваш взгляд, окажутся основными игроками на губернаторских выборах?

- Всех игроков сегодня мне трудно назвать. Как известно, заявились уже Андрей Лихачев, Оксана Дмитриева. Валентина Матвиенко сказала, что если ее попросят, то она пойдет в губернаторы. Возможно, появится кто-то еще из неожиданных фигур... В целом же, я думаю, на этих выборах не будет чего-то неожиданного, они пройдут более или менее прогнозируемо.

- Вас также стали упоминать в СМИ в ряду возможных кандидатов...

- Я только вступил в должность спикера, и мне еще много предстоит сделать на этом посту. Подготовка к выборам губернатора сейчас не входит в мои планы.

- Могут ли предстоящие губернаторские выборы - точнее, их результат - привести к консенсусу, компромиссу между городскими и федеральными элитами благодаря избранию фигуры, устраивающей всех?

- Пока трудно сказать. Но, безусловно, электорат, который стоит за Яковлевым, должен быть на кого-то из кандидатов переориентирован, и без договоренности с Владимиром Анатольевичем этого будет трудно добиться. Поэтому ему придется прямо или косвенно намекнуть, что некий кандидат - его преемник, или сделать какой-то другой ход, чтобы избиратель понял, что этот претендент в какой-то степени поддерживается уходящим губернатором, что новый глава города - не ставленник Москвы, а человек, знакомый с петербургским стилем, с петербургскими традициями.

То есть глава города, наследующий все хорошее, что было в работе прошлого губернатора, но склонный к положительному и мягкому реформаторству.

- Но вернемся к ЗакСу. Что вы считаете приоритетным для собственно законотворческой работы?

- Совершенно очевидно, что сейчас город развивается без проекта - нет ни четкого градостроительного плана, ни тем более Стратегического плана. Попытки принять Стратегический план Санкт-Петербурга делались в 1998 году, но они не увенчались успехом - он не был принят как закон, а его идеи остались в ряду прочих благих пожеланий. Учитывая это, мы хотим в течение ближайшего года-двух разработать новый Стратегический план и представить его в ЗакС для утверждения.

Получив силу закона, он будет обязателен для исполнительной власти. Благодаря Стратегическому плану у нас появится больше инвесторов: во всем мире инвестор, приходя в город, смотрит, есть ли такой план. Принятие Стратегического плана стало бы большой победой ЗакСа третьего созыва.

- Считаете ли вы необходимым изменение структуры исполнительной власти - скажем, сокращение количества вице-губернаторов или разделение функций губернатора и председателя правительства?

- Думаю, начинать надо не с головы, то есть губернатора, а с решения местных муниципальных проблем. Разделение города на 111 муниципальных образований напоминает принцип "разделяй и властвуй", и ни к чему хорошему в экономическом плане это не приводит. Муниципалитеты надо укрупнять как минимум в два-три раза. Нуждается в изменении и структура районных территориальных управлений: их главы должны избираться жителями - тогда они будут иметь какую-то обратную связь с населением.

Сейчас же главы районов опасаются за свое кресло лишь в том случае, если допустят нарушения, которые не понравятся губернатору.

- Ваше избрание спикером выглядело очень легким, это был своего рода блицкриг. В чем феномен этого - помимо явного влияния административного ресурса полпредства?

- Здесь сказалось сразу много факторов. Часть депутатов в определенной степени устала от прежнего руководства, им хотелось чего-то нового, они стремились вдохнуть в Собрание новую жизнь, сделать его действительно независимым органом власти. Видимо, эти надежды они связывали и со мной, и я постараюсь их оправдать. Впрочем, пока еще прошло слишком мало времени...

- На каком этапе развития вашей политической карьеры вы оказались среди политических лидеров, причисляемых к антигубернаторскому, оппозиционному лагерю? Что заставило вас отмежеваться от Смольного?

- Наверное, эта эволюция началась с создания фракции "Разумного компромисса", в которой мне удалось объединить шесть человек, весьма непохожих друг на друга по своим характерам, например Виктора Евтухова и покойного Михаила Пирогова. (Кстати, многому я научился у того же Пирогова - хотя по своему складу он был априори оппозиционером к любой исполнительной власти.)

Мы постепенно осознавали, что губернатор далеко не во всем прав. Мы пытались отстаивать свою точку зрения, но это было очень сложно - более половины депутатов ЗакСа однозначно поддерживали губернатора. К тому же тогда еще не было полпредства, более того, у меня вообще отсутствовала какая-либо поддержка в антигубернаторском стане. Помню, сразу после создания нашей фракции Смольный начал ее разваливать. От губернатора постоянно исходили посылы, скажем так, изъять людей из моей фракции, что порой удавалось. В частности, Борис Киселев был беспрецедентными методами выведен из нашего объединения - доходило до откровенных угроз! Естественно, это все больше отдаляло и меня, и членов нашей фракции от Смольного.

Когда же мы превратились фактически во фракцию "Единство", то в политическом плане все стало уже гораздо более понятным...

- Но почему, будучи одним из лидеров "Единства", вы оказались за бортом при создании ЕР? Это тоже интриги Смольного - Яковлев, став членом высшего совета ЕР, пытался влиять на партийные процессы на местном уровне?

- Как раз здесь влияние Яковлева было минимальным. Честно скажу, я считал и до сих пор считаю, что объединение "Единства", "Отечества" и "Всей России" было ошибкой, заблуждением, допущенным на федеральном уровне, которое привело к негативным результатам на местах. В Петербурге многие люди, стоявшие у истоков "Единства", были отстранены от процесса организации ЕР.

Прежде всего это была политика Александра Беспалова, который, появившись в ЕР, по сути, узурпировал всю власть в партии.

- Вы намерены совмещать положение спикера с работой по партстроительству - тем более что, очевидно, предстоят перемены и в руководстве региональной организации ЕР?

- На сегодня, по решению политсовета, я возглавляю институт сторонников партии. Он объединяет тех людей, которые по каким-либо причинам не могут вступить в ЕР...

- Но ведь в действительности институт сторонников - это в первую очередь собрание представителей элиты, крупных бизнесменов, которых вы рассматриваете как потенциальных спонсоров партии.

- Во всех регионах в институт сторонников партии стремятся привлечь людей, которые могут ей реально помочь. И мы поступили так же, пригласив влиятельных, состоятельных людей, - партия сегодня действительно нуждается в поддержке.

- А что вы можете дать этим людям - помимо гордости за причастность к "партии власти"?

- Всегда понятно, для чего люди бизнеса объединяются вокруг правящей партии. Если говорить глобально, то сегодня в Госдуме есть большинство, включающее фракцию ЕР, которое поддерживает политику Президента. И многие предприниматели, в том числе малые и средние, готовы помогать ЕР. Они осознают: если в Думе будет больше коммунистов, то Президент не сможет проводить свою политику, и это осложнит их жизнь, станет препятствием для развития бизнеса. Ничего предосудительного в подобных взаимоотношениях нет!

- На недавнем съезде ЕР звучала критика, что петербургская организация слишком малочисленна. А за счет чего можно повысить ее массовость, чем привлечь в нее людей? Надо опять создавать на предприятиях парторганизации, устанавливать квоты на членство в партии?

- В Петербурге всего 2000 членов партии, в Москве же - 19.000! Основная причина этого, как мне кажется, в том, что в Петербурге партия до сих пор находилась в оппозиции Смольному, губернатору, и многие из-за этого не шли в ЕР; в Москве же Лужков всецело поддерживает, холит и лелеет ее. Впрочем, думаю, теперь ряды питерской организации начнут стремительно расти.

Так, после заявления губернатора об отказе от третьего срока, как мне рассказывали, во Фрунзенском районе в партию сразу записались около 200 человек!

- Вы помните, чему была посвящена ваша докторская диссертация?

- Помню. Кстати, наукой я стал всерьез заниматься еще до депутатства. Я читал курсантам лекции в Академии им. Макарова - у меня большой опыт в морском бизнесе, в судоходстве. Диссертацию, посвященную особенностям морского судоходства в России (так она и называлась), я защищал в Академии им. Макарова. Это была вполне реальная работа...

- Чем вы руководствовались, решившись отойти от портового бизнеса и профессионально заняться политикой? Считается, что вы пошли в ЗакС лоббировать интересы морского порта.

- Все намного проще. Началось с того, что мы в нашей компании "Меркурий Транспорт" взяли в штат юриста. Многие горожане, проживающие поблизости, как-то узнали об этом и стали приходить к ней за бесплатными консультациями. Через некоторое время мы решили "узаконить" юридические консультации, выделили ей отдельное помещение в ДК моряков. Вскоре там стали образовываться очереди, и нам пришлось нанять еще одного юриста. Так возник Фонд правовой защиты пенсионеров и малоимущих.

У меня же появилось желание помогать людям на более высоком уровне, скажем - в качестве депутата. В 1998 году я победил в своем муниципальном округе, а через несколько месяцев решил попробовать силы на выборах в ЗакС.

- Что связывает вас с Виталием Южилиным - ходят слухи, что вы были избраны спикером во многом и благодаря его авторитету?

- В принципе, по бизнесу нас с Южилиным ничего не связывало. Но, договариваясь о поддержке при выборах председателя ЗакСа, я встречался с ним, поскольку он имеет влияние на фракцию "КРПФ - НПСР" (как я понимаю, он спонсировал часть этих депутатов). И я просил Южилина о поддержке.

- Известно, что вы любите музыку, часто бываете в театрах, более того - и сами неплохо играете на рояле и поете. Это имеет какие-то семейные традиции - ведь, говорят, у вас в семье есть и профессиональные музыканты?

- Я родился в семье, где все любили музыку, хотя никто и не был профессиональным музыкантом. Отец хорошо играл на аккордеоне, на пианино, да и меня с детства приучали к музыке: в течение многих лет ко мне приходила домой учительница, занимавшаяся со мной фортепьяно. Однако отец был моряком, и я все-таки пошел по его стопам, поступив в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени Макарова.

А вот мой младший брат Владимир закончил Консерваторию по классу вокала и сейчас успешно выступает в труппе Мариинского театра, часто исполняя сольные партии...

- Помимо музыки чем вы занимаетесь в свободное время?

- Выходные стараюсь проводить с семьей. Если нет особо серьезных дел, предпочитаю уезжать за город. Зимой люблю кататься на горных лыжах, часто ездим с женой и дочерью в Коробицыно (в Ленобласти). Там горнолыжный курорт. Летом увлекаюсь охотой, рыбалкой - то есть активным отдыхом.
Эксперт , 21.04.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru