Если к 15 апреля "Штандарт" не сможет найти 238 тысяч рублей на оплату услуг Морского проектно-конструкторского бюро, а к 28 апреля - 1,5 млн рублей для постановки корабля в сухой док, то символ Петербурга - точная копия корабля Петра I- не сможет участвовать в праздничном водном шоу в день 300-летия города.
Об этом руководитель "Некоммерческого проекта "Штандарт" Владимир Мартусь сообщил журналистам на минувшей неделе в Смольном.
"НП" уже писало о проблемах, которые пришлось преодолевать "Штандарту" этой суровой зимой, когда его чуть было не раздавило во льдах. Сегодня, к сожалению, решена лишь небольшая часть из них, главные - ремонт и подготовка к празднику - так и остались нерешенными.
Красивый и масштабный даже в пределах города проект "Штандарт" в общем всегда поддерживался городскими властями. Как сообщил начальник отдела по работе с подростками и молодежью по месту жительства комитета по молодежной политике Петр Тищенко, в декабре прошлого года правительство Петербурга утвердило перечень мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, в которых законное место заняла программа "Штандарта" - "Школа жизни - паруса истории".
По результатам тендера "Штандарт" получил 750 тысяч рублей на организацию работы непосредственно с детьми, подростками и молодежью. Чтобы эта программа могла развиваться, сейчас ведутся переговоры по созданию "Петровского адмиралтейства" в Кронштадте, который в будущем году тоже будет отмечать 300-летие.
Губернатор Владимир Яковлев направил письмо в Министерство обороны с просьбой передать участок кронштадтской земли под создание адмиралтейства. Предполагается, что в нем будут размещены мастерские, учебные классы и даже молодежный хостел.
Но все это - завтра. А сегодня "Штандарту" надо срочно решать финансовые и организационные проблемы, с которыми он сталкивается уже не первый год. Первая из них - поиск средств на ремонт судна. В том, чтобы они были найдены, должны быть заинтересованы и организаторы празднования юбилея города, поскольку количество исторических судов, приглашенных к участию в водном шоу на Неве, невелико - иностранных участников так и не сумели пригласить, а в России собственных исторических судов или их точных копий с трудом набирается десяток.
С их существованием, как и с существованием самого "Штандарта", связана вторая проблема, которую пытается решить Владимир Мартусь со товарищи к празднованию юбилея - определение статуса корабля, что даст возможность получать официальное разрешение на плавание и стоянку в акватории Невы, а также получить необходимые сертификаты. Сложности возникают оттого, что исторические суда в нашей стране не выделены в отдельную категорию, для них нет специально разработанных правил безопасности мореплавания, в отличие от стран Европы, где насчитывается около 500 исторических судов, беспрепятственно пересекающих водные границы соседних государств, поскольку там такие правила давно существуют. В результате "Штандарт" - желанный гость практически во всех европейских портах, но чтобы стать на стоянку в своем городе, ему приходится преодолевать невероятное количество бюрократических преград.
Самый простой выход из этой ситуации предложила команде "Штандарта" Германия. Фрегат может получить сертификат этого государства, сменить флаг и спокойно ходить по морским просторам, в том числе России. "Но мы это предложение серьезно даже не рассматривали, - говорит Владимир Мартусь, - копия первого корабля основателя нашего города должна принадлежать Петербургу".
Однако пока у "Штандарта" нет даже возможности подготовиться к главному городскому празднику. Поэтому его команда обращается к спонсорам: помогите уникальному городскому судну выйти в Неву в День города отремонтированным.
Сейчас фрегат "Штандарт" работает как корабль-музей и ждет посетителей на Шкиперском протоке, 10, - Круглый ковш Галерной гавани, рядом с музеем подводной лодки "Народоволец".
Новое поколение (приложение к газ ,
9.04.2003