Вице-губернатора хотят лишить свободы при перемещении бюджетных средств
Речь идет о праве Комитета финансов городской администрации перемещать бюджетные средства, то есть, по сути, самостоятельно вносить корректировки в принятый законодателями бюджет.
В том, что у Комитета финансов должно быть определенное "поле для маневра", сомнений нет. При подготовке бюджета невозможно учесть все: в реальной жизни возникает множество неучтенных обстоятельств, требующих принятия оперативных решений. "Ну, например, при ремонте школы удалось сэкономить часть денег, и распорядитель кредита хочет использовать их на ремонт другого объекта", - пояснял, выступая на заседании УС, "финансовый" вице-губернатор Виктор Кротов.
Необходимость в таких незначительных перемещениях возникает постоянно, и понятно, что проводить каждое из них как корректировку бюджета по меньшей мере неразумно: в этом случае ЗС только ими и будет заниматься. Бюджетный кодекс РФ разрешает главным распорядителям самостоятельно перемещать бюджетные ассигнования в объеме не более 5% доведенных до получателя средств. Однако права питерской исполнительной власти этим не ограничиваются: действующий закон дает ей куда большие полномочия.
Во-первых, по мотивированным представлениям главных распорядителей Комитет финансов вправе перемещать бюджетные ассигнования со статьи на статью в пределах 10%.
Во-вторых, в ряде случаев он может самостоятельно перемещать бюджетные средства между главными распорядителями. В-третьих, опять же по представлению главных распорядителей он имеет право вносить изменения в адресную программу капитального ремонта зданий, в которых расположены образовательные учреждения.
По мнению Кротова, этот порядок, действующий уже не первый год, вполне разумен. "Если мы лишимся права перераспределять средства между главными распорядителями кредитов, то не сможем, например, повышать заработную плату бюджетникам", - отметил он. "Повышения проходят один-два раза в год. И если возникла необходимость внести корректировки в главный финансовый документ, внесите их в Собрание, мы оперативно их рассмотрим", - парируют законодатели.
Столь же очевидно расхождение позиций и относительно изменений в адресной программе. "Глава администрации - хозяин своего района, и он лучше знает, какая школа нуждается в первоочередном ремонте, а какая может подождать", - считает вице-губернатор. "Но тогда зачем мы вообще утверждаем адресную программу! - возражает депутат Алексей Ковалев. - Мы работаем в округах и прекрасно представляем себе, какова ситуация в тех или иных школах. И я, например, категорически не согласен с теми предложениями о перемещении средств, с которыми, насколько мне известно, выступает сегодня глава Василеостровской администрации. Он хочет сделать одно из образовательных учреждений "образцово-показательным", в результате все остальные рискуют остаться без средств, необходимых на текущий ремонт".
Впрочем, суд вопрос о целесообразности действующих в Питере "правил игры" не рассматривает. Его задача - определить, насколько они соответствуют городскому уставу. По мнению депутатов-заявителей, оспариваемая ими статья закона о бюджете противоречит принципу разделения властей. Больше того, нынешний председатель БФК Владимир Барканов настаивает на том, что она в принципе неконституционна, поскольку вопросы финансового регулирования отнесены к исключительной компетенции законодательства Российской Федерации.
Представители же администрации отмечают, что в уставе города вопросы, связанные с перемещением бюджетных средств, не прописаны. А раз так, говорят они, то это дело вообще неподсудно Уставному суду.
Как ожидается, вердикт УС будет оглашен на этой неделе. Предугадывать, каким он будет, - занятие неблагодарное. Однако, судя по некоторым косвенным признакам, можно предположить, что суд не удовлетворит просьбу исполнительной власти. И вице-губернатор Кротов вполне может лишиться свободы маневра.
Новая газета -СПб ,
24.03.2003