Иван Сыдорук снят с должности прокурора Петербурга и назначен советником Генпрокурора Владимира Устинова. Всего несколько месяцев он не досидел до 5-летнего срока: будучи утвержден на этот пост ЗакСом первого созыва, Сыдорук покидает его уже в эпоху третьего созыва.
С утверждением, впрочем, было непросто. При первой попытке - в декабре 1997 года - "за" Ивана Ивановича был подан ровно один депутатский голос. Потом, правда, как утверждал неудачливый кандидат, двадцать депутатов подошли к нему и честно признались, что этот единственный голос принадлежит именно им.
Со второй попытки - летом 1998-го - прокурор все же избавился от неприятной приставки "и.о.". Тем не менее возглавляемое им учреждение, должное неусыпно стоять на страже закона, за минувшие годы не снискало особых лавров. С большим трудом вспоминается, чтобы прокуратура города добилась отмены чего-нибудь вопиюще незаконного. Так, многочисленные скандалы вокруг "уплотнительной застройки", связанные с нарушениями со стороны застройщиков и ведением, по сути, незаконного строительства, остаются без внимания прокурора. И многие другие действия, не имеющие к закону никакого отношения, частенько рассматривались как простительные детские шалости.
Достаточно вспомнить, как на всех выборах, которые проходили в городе в "эпоху Сыдорука", даже самые очевидные нарушения и использование "административного ресурса" встречали полнейшее равнодушие прокурора. В лучшем случае поданные жалобы переправлялись в избирательные комиссии, в худшем - жалобщикам отвечали, что факты якобы "не подтвердились" и "оснований для прокурорского реагирования не имеется". А то и вовсе не отвечали - благо прокурор не несет никакой ответственности за то, что смотрит на нарушения закона, приставив подзорную трубу к известно какому глазу.
Другой, не менее яркий пример - полная индифферентность г-на Сыдорука к набирающему силу питерскому неофашизму. Бездействие прокуратуры в подавляющем большинстве случаев, когда "бритоголовые" избивают, как любит выражаться прокурор, "лиц неславянской национальности", не является секретом. Так же, как не являются секретом и хронические отказы ведомства г-на Сыдорука в возбуждении уголовных дел против фашистских изданий, каждый номер которых является наглядной иллюстрацией к 282-й статье УК "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды".
Пожалуй, единственная область, где активность прокуратуры за минувшие годы была заметна - так это в опротестовании городских законов. Число протестов, поданных в Мариинский дворец, поражает воображение - но большей частью они связаны с "позавчерашним днем": мол, какой-нибудь закон, принятый в 1996 году, оказывается, вошел в противоречие с федеральным законом, принятым в 1997 году.
На этом пути, в частности, г-н Сыдорук добился изменения городского закона об упрощенной системе налогообложения - в результате налоговое бремя для малого бизнеса возросло в пять раз. Ну а над отдельными протестами в ЗакСе хохотали, как помешанные: например, когда Иван Иванович счел, что российской Конституции противоречит норма городского Устава, согласно которой никто не может быть избран губернатором более чем на два срока подряд.
Следующего прокурора города, согласно Конституции, тоже будет согласовывать ЗакС.
Впрочем, если это будет, как утверждают, нынешний главный федеральный инспектор Николай Винниченко, у него не должно возникнуть много проблем. Проблемы могут возникнуть у Владимира Яковлева, по отношению к которому Винниченко вряд ли будет так благодушно настроен, как его предшественник.
Известия Петербург ,
21.03.2003