9-я статья федерального закона об общих принципах организации власти в регионах дает губернаторам право распускать "свои" законодательные собрания в случае, если принятые ими законы противоречат Конституции, федеральным законам или региональным уставам.
Для того, чтобы механизм роспуска заработал, нужно, чтобы факт противоречия установил суд и чтобы законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения не исправил дефектный правовой акт.
Между тем в Петербурге по десяти городским законам уже вынесены судебные решения, фиксирующие их расхождение с федеральным законодательством. И в четырех случаях из десяти фатальные полгода истекли, более того - превышение составляет от полутора до трех месяцев.
Для того чтобы исправить все эти "дефекты" (в том числе по всем законам с "пропущенным сроком"), не хватает самой последней стадии: принятия "исправляющих" законов, которые давно готовы, в Законодательном собрании.
Но вот с этим-то как раз заминка. Блок "Единый город" вначале полностью блокировал заседания ЗС, а потом отказывался регистрироваться перед принятием законов в третьем чтении.
Часть депутатов полагает, что Владимир Яковлев мог бы, что называется, уже вчера издать постановление о роспуске ЗС. "Как только Яковлев его подпишет, - объяснял один из депутатов-"старожилов" одному из "новичков", - милиционеры, дежурящие в Мариинском, просто перестанут нас пускать! Мы все это уже проходили в декабре 1993 года, когда распустили Ленсовет.
А Тюльпанова пустят только для того, чтобы он сдал дела начальнику аппарата. После чего, как Путин выражается, замучаемся пыль глотать, доказывая, что Яковлев не имел права нас распускать..."
Впрочем, с "распускающим" решением тоже не все просто. Ведь с одной стороны, ко всем "дефектным" законам имеет отношение не только городской парламент, но и губернатор, который их подписывал (а нередко и вносил), потому должен разделить ответственность.
А с другой стороны, ряд депутатов полагает, что отсчет шестимесячного срока, предназначенного для исправления "дефектных" законов, должен начинаться заново при избрании нового состава ЗС, который не должен отвечать за грехи предшественников...
Понятно, что отсутствие законодательной власти - голубая мечта любого губернатора, не только питерского. И высказывались гипотезы о том, что срыв регистрации "единогородцами" - "прогубернаторская" акция, нацеленная на роспуск ЗС. Но ведь это означает новые выборы - со всеми вытекающими отсюда последствиями. И вряд ли даже депутаты из "Единого города" готовы стать политическими камикадзе, добиваясь досрочных перевыборов.
Обо всех остальных и говорить не приходится. Тем более что вести кампанию в этом случае придется, не имея депутатских полномочий и связанных с ними мощных ресурсов и возможностей.
Да и губернатор не может не понимать, что роспуск ЗС перед 300-летием города означает неимоверный скандал, и не только для депутатов, но и для города в целом. А значит, последствия для самого Владимира Яковлева тоже могут стать печальными... Ситуация, можно сказать, патовая.
Правда, на вчерашнем заседании все "исправляющие" законы удалось принять в третьем чтении, и непосредственная угроза роспуска от ЗакСа на данный момент отведена. Но кто поручится, что дамоклов меч закона вновь не окажется занесен над городским парламентом?
Новая газета -СПб ,
20.03.2003