В городе — аврал, к администрации его с вопросами сейчас лучше не обращаться. Полтора месяца до всенародного ликования, а в центре 300-летнего Питера асфальт еще вздыблен, как бронзовые кони.
Памятники архитектуры скромно прячутся в лесах — строительных. Успеют ли они выйти из них к празднику?
Памятники в лесах
СМОЛЬНЫЙ собор останется в лесах. У Казанского собора серьезные проблемы с фундаментом, к празднику он сдан не будет. Музей-заповедник «Ломоносов» как был, так и пребудет в аварийном состоянии. Зданию Главного Адмиралтейства вряд ли успеют даже привести в порядок фасад. Могут остаться без позолоты купола в Петродворце, намечается опасная задержка по фасаду Мариинского театра. А в нем пройдет одно из самых важных юбилейных мероприятий. Летний и Александровский сады, Петропавловская крепость — все это останется «незавершенкой».
А, между прочим, по планам они должны быть закончены еще в 2001-м. Но тогда питерские власти еще не начали спешить. В тот год из всего многостраничного списка было сдано всего… два объекта: фасад больницы Марии Магдалины и крыша Консерватории. Около 30 памятников архитектуры в срок сданы не будут — прогнозировала Счетная палата еще в ноябре прошлого года. «Что будет сдано, а что нет — можно будет сказать только в апреле», — откликнулись городские власти. Что ж, апрель не за горами, он и рассудит. Это расследование — материал не политический. И не подсчет денег в чужих карманах. Санкт-Петербург — такой город, на который любых миллиардов не жалко. Жалко лишь, если деньги, которые удалось собрать, утонут в болоте нашей российской безалаберности.
Евроремонт
«ДЕНЬГИ на подготовку к юбилею потрачены огромные, — считает Михаил Амосов, лидер регионального отделения партии «Яблоко», председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга. — Например, на правительственной магистрали, Московском проспекте, неподалеку от въезда в город соорудили два «как бы фонтана». «Как бы», потому что они и не особо видны, и работают только несколько дней в году. На потраченные 50 миллионов рублей можно было десяток домов привести в идеальное состояние.
Беда в том, что никто и не знал, что мы хотим получить к 300-летию. В результате, к сожалению, многое делалось и делается с большим налетом импровизации. И эта неопределенность, конечно, способствует коррупции и воровству. Главные проблемы Северной столицы — ветхие дома, устаревшие коммуникации — не могут быть решены к 300-летию. Тут нужна кропотливая повседневная работа на основе серьезных продуманных планов».
Кинорежиссер Алексей Герман высказался еще категоричнее: «Считаю, что основное занятие в России — воровать под разными предлогами, поэтому в Петербурге дела обстоят не хуже и не лучше, чем в Москве или в других городах».
Памятники архитектуры — они все-таки больше для туристов. Петербуржцам обещали, что к праздничку им приведут в порядок метро, восстановив разрыв на Кировско-Выборгской линии, построят автотранспортное кольцо и уж хотя бы обновят покрытие на дорогах. Ничего этого к юбилею города сделано не будет.
Участок «Размыв» метрополитеновцы обещают пройти только к концу года «при благоприятных обстоятельствах». В отношении транспортного кольца не решены еще даже земельные вопросы. А уж питерские дороги… «Дорожные налоги в Санкт-Петербурге собирались в полном объеме, но не использовались по назначению, — считает аудитор Счетной палаты РФ М. Бесхмельницын. — Отвлечение средств на другие нужды составило 1015,8 млн. руб.». Да на такие деньги дороги в Питере, уж, по крайней мере, в исторической его части, точно можно было бы сделать по-настоящему европейскими.
А так отремонтировали магистраль М-10, Петергофское шоссе и дорогу к Петродворцу — легко определить, как поедут правительственные кортежи.
Зато в Стрельне Константиновский дворец замечательно отреставрирован под неусыпным надзором президентской администрации.
Всем миром
ОТГОВОРКИ, что мол, центр не давал денег, уже не пройдут. С 2001 г. средства поступали регулярно и в полном объеме. С 1997 г. по ноябрь 2002 г. только федеральный бюджет выделил 877,15 млн. руб. — а ведь есть еще и городской бюджет, и привлеченные спонсорские деньги, и кредиты, взятые правительством под реставрацию. Почти четыреста миллионов рублей из государственной казны предусмотрено на 2003 год, в основном на первую его половину, к празднику. (В Питере, правда, говорят, что большая часть этих средств — пока на бумаге.)
Кроме того, многие объекты по президентскому велению расписаны за конкретными министерствами и ведомствами. За Госстроем, например, 19 объектов. Самые, пожалуй, известные — у Министерства культуры: Эрмитаж, Царское Село, Петродворец, Русский музей, БДТ. Минкультуры в целом справляется. Привлекло, надо сказать, порядка миллиарда рублей. В отстающих — Министерство связи, Минздрав, кое-что числится и за Минобороны… А вот Министерство юстиции свои обязательства выполняет полностью — все СИЗО и колонии будут в полном порядке.
Санкт-Петербургу помогают всем миром: Германия на свои средства реставрировала орган в Консерватории, Татарстан — мечеть. Федеральные власти, чтобы выделить средства городу-юбиляру, «поджали» бюджеты многих других российских регионов…
Заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Валерий Большаков, курирующий работу Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента РФ, оценивает ситуацию так: «В Петербурге есть объекты, которые готовятся нормально — и деньги на них поступают вовремя, и реставрация ведется, как надо: это Эрмитаж, Русский музей, Петродворец.
А есть «дыры» вроде Ботанического сада, съевшего уже больше 200 миллионов рублей, или Шуваловского дворца. Когда фасад Шуваловского уже частично покрасили, выяснилось, что фундамент в плачевном состоянии, стены гуляют и возникла угроза обрушения купола. История с Шуваловским довольно типична. Приходится переделывать сделанное, торопиться, работать по всяким временным документам. Такая обстановка создает благодатную почву для нецелевого расходования средств. Следственные органы уже разбираются и с реставрацией Шуваловского, и с другими подобными случаями».
Есть информация, что четыре уголовных дела по нецелевому расходованию средств на реставрацию уже заведены. Прокуратура города от подробностей пока воздерживается.
Когда над городом идет денежный дождь, трудно удержаться и не протянуть руку. Тем более со злоупотреблениями связано всякое строительство: каждый прораб знает — в хорошей смете процентов 10 сразу закладывают на то, что будет украдено. Сколько и чего ушло в Санкт-Петербурге «налево», разбираться придется, наверное, уже не в нынешней запарке, а после юбилея.
Городские власти, со своей стороны, никак не могли решить, кому же доверить реставрацию. Договоры заключались и разрывались. Незавершенные объекты перекидывались с баланса на баланс, и в этой чехарде таяли деньги. Подрядчики подбирались без конкурса. А если конкурс все же объявлялся, то тянулся вместо положенных по закону 45 дней… по полтора года.
А питерцы надеются, что не они, так правнуки их увидят свой город в должном блеске — может быть, к его четырехсотлетию.
Аргументы и факты ,
12.03.2003