|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Виктор КРОТОВ: Придется работать, куда денешься
11.03.2003 00:01
Я почти 7 лет работаю в комитете финансов. И не боюсь ухода из администрации. На нашем комитете никакая предвыборная лихорадка не скажется.
Финансовые итоги ушедшего 2002 года для Петербурга оказались благоприятными. Впрочем, отвечая на вопросы "Дела", вице-губернатор, председатель комитета финансов Виктор КРОТОВ комментирует не только успехи Смольного. Кто передергивает карты - Госдолг Петербурга растет второй год подряд. По итогам 2002-го он увеличился на 700 млн. рублей. Год назад в интервью "Делу" вы объясняли, что долги растут только потому, что городу требуется погашать еврооблигации. Но их благополучно выкупили, а долг продолжал расти. - На погашение долга мы направили более 400 млн. рублей из доходов бюджета. Но в сумме все равно получилось, что долг вырос. Тому есть три причины. Номинальный курс доллара за прошлый год увеличился на пять с лишним процентов, поэтому вырос и валютный долг, если его выражать в рублях. Мы выдали несколько гарантий на общую сумму более 500 млн. рублей. И с этого года, по новой инструкции Минфина, мы начали учитывать дисконт в составе долга. Но это на самом деле скорее технический рост. - Городская Контрольно-счетная палата уже высказалась по поводу исполнения бюджета 2002 года. Претензии к вам, в основном, старые. Опять всплыли остатки на счетах Территориального дорожного фонда. - Этого документа я не видел и официально на него ответить не могу. Хотя могу вам сказать, что по многим вопросам Буренин передергивает карты. Что касается его замечаний о том, что по некоторым статьям расходы произведены в большем объеме, нежели запланировано, то это обычная практика - нам разрешено перемещать ассигнования. И еще есть резервный фонд администрации, который тоже перераспределяется. То же самое делает и РФ. Ничего тут страшного нет, а главное - ничего незаконного. - Весь прошлый год заявлялось, что Петербург готовится к очередному размещению еврооблигаций. Однако ближе к концу 2002-го от этой идеи отказались. Взамен вы привлекли очередной кредит от Deutsche Bank. - Мы посчитали, что не сможем привлечь евробонды на тех же условиях, на которых привлекали их в 1997 году. А мы ведь планировали, что на этот раз условия должны быть даже лучше. Второе: нам не потребовалась такая большая сумма. А размещать еврооблигации на $ 70 млн. не очень хорошо - ликвидность рынка будет невысока, и, соответственно, стоимость заимствований окажется выше, чем если бы мы брали гораздо большую сумму. Мы взяли кредит в $ 70 млн. под хорошую ставку в 6,5% в год. Впрочем, в этом году мы можем вернуться к теме евробондов с учетом того, что Россия справится со своими известными долговыми проблемами-2003. Касьянов сказал уже, что этой проблемы не существует, поэтому мы вправе ожидать повышения кредитного рейтинга России. Тогда мы можем попасть из шкалы спекулятивных рейтингов в шкалу рейтингов инвестиционных. Ставки по ним намного ниже, значит, мы сможем привлечь средства под более низкий процент. Сами понимаете: такая сумма - Владимир Яковлев несколько раз заявлял, что доходы бюджета-2004 (или, в крайнем случае, бюджета-2005) должны превысить 100 млрд. рублей. Вы готовы к такому увеличению? - Во-первых, почему именно сто миллиардов? Эта цифра по-своему знаковая, сами понимаете: такая сумма. Во-вторых, мы ставим перед собой очень важную задачу - найти те доселе скрытые резервы, которые позволили бы столь серьезно наполнить бюджет. Надо понимать: 100 млрд. - совсем не самоцель, а лишь первый шаг. - За счет каких доходов будет выполняться воля губернатора? - Вопрос находится в разработке. В первую очередь, нам нужно резко повышать доходы от имущества города. Нужно резко повышать доходы от платных услуг бюджетных учреждений. Нужно выводить доходы из теневого бизнеса. Это три основные направления, которые мы определили для себя. В целом же планируется более 20 мероприятий. - Столько мероприятий по выжиманию денег. А это не задавит городскую экономику? - Нет, мы понимаем, что есть определенный предел, выше которого подниматься нельзя. Мы сейчас собираем в бюджет где-то 18-20% от ВРП. И, в принципе, рассчитываем, что в экономике будет более высокий рост, чем это прогнозируется. Второе: если мы выведем из тени какие-то доходы и соберем их в бюджет, то понятно, что это в целом благоприятно повлияет на все развитие экономики. И в итоге получим 100-миллиардный бюджет, не оказывая серьезного давления на экономику. - На федеральной уровне активно обсуждают вопрос о дальнейшем снижении налогового бремени. Есть ли в городе налоги, которые вы хотели бы сократить? - Мы считаем, что наша налоговая система на сегодняшний день оптимальна. Наши возможности влиять на изменение налогового законодательства очень низки - ведь мы можем регулировать только порядка 15-17% тех доходов, которые собираем. Даже если мы существенно уменьшим свою долю налогов, то в целом на экономике это очень серьезно не отразится. Тем более что в городе есть масса проблем, которые необходимо решать. Особенно связанных с инфраструктурой. Пора отдавать им деньги - Грядет реформа системы местного самоуправления, в ходе которой предполагается передача полномочий, подкрепленных финансами, на низший уровень власти. - Давно пора. - В Смольном часто рассуждают, что это-де подорвет управляемость городом. - Местному самоуправлению уже сколько - пять лет? Конечно, в начале это была в бюджетном отношении очень неграмотная публика. Мы проводили семинары, обучали их, указывали на ошибки. Время прошло. В принципе, пять лет - это достаточный срок, чтобы обучиться (хотя, кстати, два местных совета в прошлом году так свои бюджеты и не приняли). Поэтому сегодня им нужно отдавать определенные функции, отдавать им доходы, передавать городскую собственность. Я считаю, что вопрос назрел и пора им заниматься. - Что лучше: сохранить нынешнее муниципальное деление или перейти к более крупным объединениям на районном уровне? - Если делить город на муниципальные образования на районном уровне, то тогда зачем нам районные администрации? Может быть, стоило бы идти двойным путем. С одной стороны, сократить число муниципальных округов, к примеру, в два раза. С другой стороны, подумать об укрупнении районов. Но это, на самом деле, вопрос генеральский: не я его решаю. Хотя мое мнение: 19 районов для города многовато, могло бы быть чуть поменьше. При этом часть функций от районов можно отдать местному самоуправлению, часть функций - комитетам администрации. Управляемость в городе была бы лучше. Тюльпанов, не спи! - Почти два месяца шла борьба за бюджетно-финансовый комитет ЗакСа. Как вам нравится г-н Барканов, его новый председатель? - Барканова я знаю по его предыдущей работе в комитете экономики. Мы встречались по очень конкретным вопросам, поэтому говорить, насколько он понимает, что такое бюджет, мне крайне сложно. Какого-то особого мнения о Барканове у меня нет, мы с ним близко не знакомы. Но ничего страшного в произошедшем я не вижу. Ну что ж, так устроена наша жизнь: раз поменялась законодательная власть, пришли новые законодатели, то нам с ними придется работать - куда денешься. - Тем не менее, Смольный очень остро переживал, что кресло председателя БФК не останется за г-ном Никешиным. - Вопрос не стоял так, чтобы БФК остался за Никешиным. Депутатам, объединившимся в блок "Единый город", не нравилось то, как определяются кандидатуры на посты руководителей комитетов и комиссий ЗакСа. Они считали и считают, что это серьезные рабочие органы, которые должны возглавляться людьми, имеющими хотя бы какой-то опыт работы. Я не говорю о специальных профессиональных знаниях, но нужен хотя бы опыт работы - вот о чем шла речь. А не о том, что только БФК, и все. У нас сложилась такая хорошая традиция - мы первые в стране ввели так называемое нулевое рассмотрение бюджета. Сразу после формирования основных показателей бюджета вместе с планом-прогнозом на следующий финансовый год передаем эти материалы в ЗакС. И там, в комиссиях, даются определенные рекомендации в части расходования средств. Потом эти рекомендации обрабатываются БФК, и часто многие вопросы снимаются еще на этом уровне, не доходя до нас. То есть Никешин или его заместители, по сути, облегчали нам работу. Теперь это тоже придется делать нам, придется больше работать. Ну, я думаю, через какое-то время мы все равно наладим контакты. Бюджет ведь в итоге выпускает ЗакС. У меня никаких предубеждений нет к Барканову. С Никешиным мы просто много лет отработали вместе, мы хорошо друг друга понимаем, у него прекрасно работающий аппарат, который умеет делать все, что надо. - Несмотря на то, что большинство в нынешнем БФК у "антигубернаторских" депутатов, вы готовы работать с таким комитетом? - Как только депутаты разделят все портфели, шум уляжется, и пойдет реальная работа. Ведь занятие должности председателя комиссии или комитета - не просто портфель, это еще и работа. Значит, появится и ответственность, людям надо будет решать вопросы. Если раньше г-н Тюльпанов мог позволить себе больше поспать, уделить лишний час семье или какому-то любимому занятию, то теперь он этого не сможет делать. Если у него протокольная встреча в 9 утра, то он уже не может отсыпаться: он должен ехать встречать. Это ведь только так кажется, что сел в кресло - и ничего особенного, кроме того, что у тебя машина и большой кабинет. - Активно обсуждается возможность предъюбилейной корректировки бюджета-2003, поскольку спонсорских средств на юбилей собрали мало. Корректировка будет? - Нет. Мы не видим необходимости в корректировке. Она может быть только в том случае, если мы по итогам полугодия увидим, что собираем больше доходов, или, не дай Бог, ситуация поменяется, и нам понадобится сокращать конкретные доходы и конкретные расходы. - В Смольном не опасаются того, что на юбилей денег не хватит? - Можно даже так сказать: весь бюджет-2003 - предъюбилейный. Мы же заложили туда и рост зарплат, и большое количество средств на ремонты фасадов, крыш, на благоустройство дворов и дорог. - Сами вы на юбилей планируете остаться в Петербурге, или же, как многие горожане, предпочтете куда-нибудь уехать? - Конечно, стоит остаться. Такой праздник, столько мероприятий. Конечно, в городе будет много гостей, и это создаст определенные сложности. Но ведь лето, тепло, можно и пешком ходить, тем более в праздники. На нервные переговоры не отвлекаюсь - После решения Уставного суда и отклонения ЗакСом поправки о третьем сроке, напряжение среди чиновников нарастает. Как предстоящая смена городской власти сказывается на работе вашего ведомства? - Я лично к этому отношусь совершенно спокойно. В любом варианте, даже если будет избираться Владимир Анатольевич, все равно после выборов все вице-губернаторы пишут заявления об отставке, и губернатор заново набирает команду. Повторяю: отношусь совершенно спокойно. Я уже почти 7 лет работаю в комитете финансов. Можно сказать, что я здесь чуть ли не старожил. Задачи, которые я и мои сотрудники поставили перед собой (особенно при формировании такого новаторского бюджета), требуют постоянной работы, нам некогда отвлекаться на политику, некогда отвлекаться на какие-то нервные переговоры, разговоры. Может быть, труднее нам будет работать потому, что кто-то из чиновников, предполагая, что в скором времени ему придется покинуть занимаемое кресло, будет медленнее реагировать на наши просьбы, предоставлять какие-то материалы и расчеты. Но только в этом плане. На комитете финансов, я могу сказать с полной ответственностью за свои слова, никакая предвыборная лихорадка не скажется. - При благоприятном развитии событий, каким вы видите свое будущее - в этом кабинете? Или смените место работы? - Во-первых, передо мной стоит задача заниматься бюджетом 2004 года, очень сложным бюджетом. Предстоит очень много работы с ЗакСом - надо принять более 20 нормативных документов. Очень большая работа предстоит и с моими коллегами. Поэтому я просто не думаю об этом, некогда. Но я не боюсь ухода из администрации. До прихода сюда я 8 лет проработал в бизнесе, причем достаточно успешно. Поэтому уход в бизнес или смена деятельности, переход на какую-то другую должность будут зависеть от того, какие будут предложения, какова будет ситуация. Тогда я и приму решение. А сейчас я не готов обсуждать этот вопрос. Не задумывался над этим. - Каким образом движется ваше уголовное дело? Известно, что вы просто потрясли прокуратуру, заснув во время выемки документов в вашем рабочем кабинете. - Ну, извините, у меня ведь был перелет из Америки... - А как сейчас обстоят дела? - Мы общаемся, уточняем детали дела, уточняем те моменты, которые интересуют прокуратуру. Она привлекла КРУ Минфина по Ленобласти для анализа той справки, которую подготовила городская Контрольно-счетная палата. Я считаю, что ответ получился достаточно благоприятный для комитета финансов. Тем не менее, у следствия есть вопросы, оно делает свое дело. Мы общаемся, я отвечаю. Мне кажется, все решается тем, насколько полно я отвечаю на вопросы. Сколько вопросов у них еще есть еще ко мне - не знаю.
Дело ,
11.03.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |