|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Петербургу необходим "сговор элит"
11.03.2003 00:01
Правительство Санкт-Петербурга на специальном выездном заседании обсудило ход разработки Генерального плана развития города на 2005-2025 годы. Было отмечено, что разработчики полностью вооружены законодательной, методической и технической базами. И к концу 2003 года концепция генплана должна быть готова. Сам план предполагается завершить в следующем году.
- Думаю, мы этого сделать не успеем, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга Виктор Полищук, отвечающий за подготовку документа. - То есть не успеем выполнить работу в полном объеме. Есть целый ряд моментов, которые до сих пор остаются неясными, несмотря на наши неоднократные просьбы прояснить ситуацию. По идее, разрабатывая генеральный план, мы должны исходить из прогнозов развития тех или иных отраслей городской экономики, из демографических прогнозов и так далее. К сожалению, ничего этого в нашем распоряжении до сих пор нет. Приведу пример: 15 процентов земель нашего субъекта Федерации относится к категории сельскохозяйственных. Между тем эти земли уже пошли на вторичный рынок, и новые хозяева просят разрешения пустить их под строительство коттеджей. Но мы не можем ничего решить, пока не узнаем, нужны ли эти территории для сельского хозяйства. В генеральном плане следует четко обозначить - на каких территориях и что конкретно предполагается построить: где будут жилые районы, промышленные зоны, транспортные коридоры, зеленые массивы. Конечно, план будет гибким, но определенный каркас у него должен быть. По мнению архитекторов, сначала надо было принять план социально-экономического развития города и на его основе приступать к составлению генплана. Виктор Полищук ссылается на опыт Барселоны, где в аналогичной ситуации собрались представители всех ведущих экономических "элит" города, сообщили о своих планах, нашли компромисс там, где эти наработки противоречили друг другу, а уже потом архитекторы стали привязывать их к реальной местности. По словам заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре, именно такого подхода ожидают от городских властей и представители Всемирного банка, когда ведут переговоры о финансовом сотрудничестве с руководством Северной столицы России. Однако петербургские "элиты" за один стол до сих пор не сели. "Мы не знаем, к примеру, что собираются делать наши нефтяные короли, будет ли федеральный центр вкладывать деньги в развитие петербургского порта или направит все средства в Усть-Лугу и Приморск, какова будет военная доктрина государства, а без этого не решить будущее Кронштадта", - перечисляет проблемы Виктор Полищук. И тем не менее разработка генерального плана продолжается. Откладывать ее больше нельзя. Предыдущий генплан был принят в 1986 году и рассчитан до 2005 года. Юридически он до сих пор имеет силу, из-за чего возникает целый ряд неурядиц. К примеру, в этом плане предусмотрено создание Центрального диаметра, соединяющего север и юг города через центральные районы. Под эту трассу отведены и территории, поэтому предприятия, находящиеся в зоне таких "красных линий", до сих пор ограничены в возможности вести строительство и реконструкцию. Необходимость разработки нового генерального плана, соответствующего условиям рыночной экономики, была ясна еще десять лет назад. За это время архитекторы и проектировщики проделали большую работу по сбору информации о нынешнем состоянии дел на территории города. В результате анализа прояснились некоторые существенные моменты. К примеру, стало ясно, что нет необходимости отводить под жилищное строительство такие огромные массивы, как это было предусмотрено старым генпланом. Раньше считалось, что население города вырастет до 5,5 миллиона человек, и предполагалось построить большие "спальные районы в Новодевяткино, Кудрово, южном Обухово, на землях севернее Лахтинского разлива и на Юго-Западе" - каждый на 400 тысяч жителей. Однако расчеты показывают, что в городе вряд ли будут проживать больше 4,6 миллиона жителей, а стало быть, потребность в строительстве этих новых "городов" отпала. В то же время, по словам Виктора Полищука, разработчики генерального плана считают нецелесообразным поощрять процесс "вымывания" населения из исторического центра Петербурга и превращать его в деловой и развлекательный район. Старый город не должен вымирать на ночь, - говорят они. А стало быть, население центральных районов (сейчас там проживают 800 тысяч человек) не должно уменьшиться больше чем на 100 тысяч. Наш город всегда был одним из крупных промышленных центров страны. Еще в генплане 1986 года предполагалось начать постепенное вынесение промышленных предприятий на окраины и в Ленинградскую область. С наступлением рыночных времен этот процесс остановился. Однако сейчас идея освобождения центра Петербурга от промышленных зон переживает второе рождение. Авторы генерального плана ее поддерживают. Комплексная реконструкция зоны Выборгской набережной, пробивки Новоизмайловского проспекта, улиц Шкапина - Розенштейна, Московской товарной станции может вернуть городу около 6 тысяч гектаров земли. Поскольку эти территории сильно загрязнены, жилье здесь строить нерентабельно. Зато это идеальные площадки для размещения логистических и офисно-деловых центров, оптовой торговли. Вместе с тем необходима информация о состоянии самих предприятий - есть ли у них перспективы для развития. "А то мы разрабатывали планы использования территорий Балтийского и Адмиралтейского заводов, у которых, считалось, нет будущего, - говорят разработчики плана, - а предприятия эти живут, и никто их ликвидировать не собирается". Важнейшее место в новом генплане будут занимать вопросы развития транспорта. Ясно, что нужно строить несколько новых переходов через Неву в районе Финляндского железнодорожного моста в Невском районе западной части Васильевского острова. В то же время именно транспортные узлы - Морской порт, аэропорт, железнодорожные узлы, кольцевая автодорога - могут стать зонами экономического роста. В старом плане, к примеру, КАД как зона промышленной или жилой застройки вообще не рассматривалась. Теперь же речь идет скорее о том, как не допустить превращения кольцевой автодороги в новый промышленный пояс города. - Хорошо бы, конечно, было дождаться появления программ социально-экономического развития города и федерального округа. Но пока приходится рыть тоннель с двух противоположных сторон. Надеемся, что состыковать его все же удастся без серьезных проблем, - заметил Виктор Полищук. Правительство города явно решило уделить генеральному плану особое внимание. По крайней мере следующее рассмотрение этого вопроса будет через две недели, а комитету по градостроительству и архитектуре поручено еженедельно информировать прессу о ходе работ. Теперь дело за "элитами"?
Российская газета ,
11.03.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |