Почти двухлетнее противостояние между «Ленэнерго» и созданной питерскими чиновниками компанией «Санкт-Петербургские электрические сети» (СпбЭС) завершилось довольно странным образом.
Крупнейшая энергосистема Северо-Запада сделала то, чему сопротивлялась с середины 2000 года, -- заключила договор энергоснабжения с сетевым конкурентом. Причем все было обставлено так, что якобы «Ленэнерго» все эти годы только и желало уступить Смольному.
СПбЭС была создана весной 2000 года по указанию губернатора Владимира Яковлева, у которого к тому времени окончательно испортились отношения как с Анатолием Чубайсом, так и с главой «Ленэнерго» Андреем Лихачевым -- одним из лидеров питерской организации СПС. Руководство СПбЭС начало активно переводить под свое управление ряд электросетевых объектов города. В первую очередь новые подстанции, которые были построены иностранными инвесторами в счет уплаты городу отчислений на развитие инфраструктуры и снабжали электроэнергией аккуратных плательщиков -- заводы компаний Gillett, Wrigley, Coca-Cola, находящиеся в деловой зоне Пулково. Из-за неразберихи в законодательстве и необязательности чиновников собственность на эти сети и подстанции не была оформлена, поэтому юристам сетевой компании удалось доказать свое право на них.
Вскоре после учреждения СПбЭС региональная энергокомиссия (РЭК) предоставила компании-перепродавцу скидку в размере 48,5% от тарифа «Ленэнерго». Поскольку представители СПбЭС заявляли, что хотят контролировать до 30% продаж электроэнергии в городе, все это сулило крупные финансовые потери для «дочки» РАО «ЕЭС России». Именно поэтому Анатолий Чубайс полтора года назад пообещал добиться ликвидации новоявленного конкурента. «Ленэнерго» при поддержке Северо-Западного управления Генпрокуратуры и МАП возбудило ряд судебных процессов против СПбЭС. Однако «Ленэнерго» и его союзники, несмотря на мощную поддержку из Москвы, проиграли все суды. Одно из судебных решений гласило, что компания обязана заключить договор энергоснабжения с СПбЭС.
Но менеджеры «Ленэнерго» отказывались это делать, объясняя свой «уклонизм» тем, что до 1 января 2003 года у РЭК нет законных оснований определять тариф на транзит электроэнергии от генерирующих источников к потребителям по сетям СпбЭС.
В СПбЭС и «Ленэнерго» сообщили, что 1 января в связи с изменениями в законодательстве возможность устанавливать транспортный тариф у РЭК появилась. Соответствующее решение энергокомиссия приняла в конце февраля. А вчера СПбЭС объявила о подписании договора с «Ленэнерго», в соответствии с которым сетевая компания будет оказывать «Ленэнерго» услуги по передаче энергии потребителям в деловой зоне Пулково. В пресс-службе СпбЭС заявили, что сейчас стороны «рассматривают перспективы развития подобных взаимоотношений в других частях Санкт-Петербурга».
В «Ленэнерго» считают, что заключение договора пойдет на пользу потребителям -- теперь не возникнет такой ситуации, как осенью 2002 года с ЗАО «Грузовой терминал Пулково», которое было обесточено и несколько недель питалось от дизель-генератора из-за разногласий между двумя компаниями. В «Ленэнерго» уверены, что сейчас произошло именно то, на чем, оказывается, настаивала энергокомпания все эти полтора года. «Город планировал создать СПбЭС как перепродавца, а мы требовали, чтобы СПбЭС работала в качестве транзитной организации.
И в итоге все пришло к тому результату, которого мы изначально добивались», -- заявили газете «Время новостей» в пресс-службе компании.
Время новостей ,
6.03.2003