|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Игры разума рождают комплексы
16.02.2003 00:01
ЗА ДВА-ТРИ ближайших года в Петербурге вместо семисот школ возникнет двести тридцать комплексов! Так на днях восторженно сформулировал "простейшую" арифметическую задачку, поставленную перед системой школьного образования Северной столицы, губернатор Владимир Яковлев.
Сказано - сделано! Провозглашенная передовой, с начала второго полугодия 2003 года идея "комплексизации" школ продвигается в жизнь на всех властных уровнях. Базовой площадкой служит общеобразовательный комплекс, созданный в качестве эксперимента директором гимназии N 65 Майей Пильдес. Сколько в содержании этой идеи педагогики, а сколько политики и откровенной кампанейщины, распознать не слишком трудно. 6 февраля 2003 года директору школы N 84 Петроградского района Татьяне Александровой сообщили, что для организации общеобразовательного комплекса эта школа наряду с двумя соседними детскими садами будет присоединена к соседней 86-й. "Благую" весть принесла печально известный специалист роно Ирина Кондракова. Это при ее активном участии в прошлом году из переполненной старенькой 46-й школы бесцеремонно вытряхнули около 700 учеников с учителями, чтобы отдать здание самой престижной гимназии N 56, которой потребовались дополнительные площади. Первое указание новой жертве реформы, как и в прошлом году, было устным. Но педагоги прекрасно знают, что происходит, когда появляется бумага под названием ПРИКАЗ. Вывешен приказ - бороться поздно. Первыми новость узнали дети, которым насмешливо и высокомерно сообщили о предстоящем "захвате" ученики 86-й школы. Ошарашенные педагоги 84-й не знали, да и сейчас не знают, что отвечать в ответ на тревожные расспросы детей, их мам и пап. Сообщение из вышестоящей организации, поступившее десять дней тому назад, ясности не внесло. Директору не предоставили ни концепции, ни документов, ни каких-либо разумных аргументов, ни четкого плана действий. Оказывается, формальной законодательной основы для организации такого учреждения, как "образовательный комплекс", не существует. Есть некий проект, который пока только изучается юристами для дальнейшей передачи на утверждение в Минобразования РФ. Суть реформы, со слов Майи Пильдес, мы уже излагали на страницах нашей газеты. Повторим вкратце, что основная идея создания образовательных комплексов заключается в возрастной дифференциации детей. Считается, что учащихся начальной, средней школы и старшеклассников 10-11-х классов полезнее обучать в разных зданиях, чтобы "малыши не испытывали негативный социальный опыт". Разумеется, в проекте есть слова об адаптивной школе, о высоком уровне образовательных программ, о педагогике. При его обсуждении много говорилось о грядущей в Петербурге "демографической яме", о том, что избежать последствий можно, если к успешным школам и гимназиям присоединить полупустующие учебные и детские образовательные учреждения. На деле все оказалось куда проще: с помощью высочайшего покровительства директор успешной гимназии "прихватила" здание полнокровной, популярной среди не очень обеспеченных петербуржцев школы, расположенной по соседству, отобрав для себя небольшую часть самых лучших учеников и учителей. Отлично зная всю подоплеку эксперимента, о результатах которого теперь победно трубят многие высокие чиновники, в том числе и губернатор, педагоги 84-й школы тревожатся вдвойне и втройне. - Мало того, что наша школа бурлила все первое полугодие, переживая "вливание" большой группы расстроенных детей, убежденных в том, что их вышвырнули на улицу, - рассуждает учитель с тридцатилетним стажем Евгения Бажанова. - Но кто исследовал, как сказался эксперимент на учащихся? Можно ли насаждать его широко, в приказном порядке? В истории педагогики попытки раздельного обучения предпринимались неоднократно и всякий раз от этой идеи отказывались, так как она слишком искусственна, нежизнеспособна. Зададимся вопросом и мы: почему выбор чиновников роно, отлично осознающих моральные, нравственные и педагогические проблемы насильственного эксперимента, пал на эту обычную государственную школу? Может быть, здесь слабый, бесхозяйственный директор? Но отличник народного просвещения Татьяна Александрова считается очень неплохим руководителем. Может быть, здесь мало медалистов, слабо, несовременно организован учебный процесс? Но эта простая школа, недавно прошедшая лицензирование, по количеству медалистов занимает третье место в районе, а в прошлом году весь ее 11-й класс, за исключением одного ученика, не добравшего полбалла на вступительных экзаменах, поступил в вузы и средние технические учебные заведения. Причина на поверхности. У небогатого учебного заведения нет влиятельных защитников. Эта старая петербургская школа открылась 1 сентября 1936 года и недавно отметила свое 65-летие. Здесь чтут традиции, здесь училось много достойных, уважаемых и в Петербурге, и в стране людей. Но сегодня сюда, на Кронверкскую улицу, приводят детей в основном жители окрестных коммуналок из дряхлеющего на глазах жилищного фонда. Кроме того, в 84-ю школу переводят бывших гимназистов из престижных учебных заведений, не выдержавших учебных либо финансовых нагрузок. Но если простые школы ликвидируют по всему городу, кто будет учить их контингент? ...С удивлением и недоверием выслушала мои вопросы председатель комитета по образованию Татьяна Голубева. Судя по всему, подробности драмы, пережитой детьми и педагогами 46-й школы, оказались для нее несколько неожиданными. Что же касается школы N 84, то тут мы с Татьяной Ивановной оказались абсолютно солидарны в том, что рубить сплеча недопустимо. Что разгонять крепкий, умный, профессиональный коллектив нельзя. Что предложение о реорганизации может быть сделано только руководству полупустой, слабой, действительно разваливающейся школы по результатам тщательной проверки ее организационно-хозяйственной и учебной деятельности. К 84-й школе такие характеристики, к счастью, неприменимы. Татьяна Голубева убеждена, что в педагогике должна работать идея. "Конечно, эту идею нужно еще обсуждать с учеными, но мы убеждены, что за образовательными комплексами будущее, - сказала она. - В них можно организовать полноценную адаптацию для детей любого уровня интеллекта. Остается надеяться, что заверения руководителя петербургского образовательного ведомства об отсутствии жесткого графика перехода школ в комплексы, как и о том, что комитету не нужны моральные травмы коллективов, не желающих с кем-либо сливаться, окажутся искренними. Что же касается арифметики губернатора, то это, оказывается, были эмоции, при которых кое-кто просто "вскинул под козырек".
Российская газета ,
16.02.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |