В предыдущем номере газеты мы писали о зверской расправе бритоголовых юнцов над студентом-медиком с острова Маврикий, которая произошла 1 февраля в Санкт-Петербурге. Похоже, это убийство (уже далеко не первое), совершенное на расовой почве, вызвало наконец реакцию со стороны милиции.
Главное управление внутренних дел обратилось к жителям с просьбой: если они станут свидетелями проявлений расизма, немедленно сообщать об этом по телефону дежурной части ГУВД. Это дало определенные результаты: 6 февраля сотрудники милиции задержали одного из скинхедов, напавших на двух индийских студентов. На его одежде стражи порядка обнаружили нацистскую символику, а на теле — наколки в виде свастики, что подтвердило его принадлежность к нацистской молодежной группировке. По факту нападения возбуждено уголовное дело по статье 213 («Хулиганство»).
Впрочем, как рассказал потерпевший, все могло обернуться куда хуже. По словам индийского студента, это случилось в начале десятого вечера в весьма оживленном месте — в самом центре города, на Невском проспекте. На него напали около десятка юнцов, кидавших в него бутылками и угрожавших убийством. Какое уж тут хулиганство? Тем более если вспомнить недавнюю зверскую расправу со студентом с острова Маврикий, который был забит бритоголовыми расистами насмерть.
Словом, можно считать, что риск поплатиться за свои выходки у молодых наци все же пока остается скорее призрачным. Хулиганство — это не угроза убийства, за него и наказание соответственно меньше. Это только если поймают. А ведь расправы над «инородцами» бритоголовые устраивают чаще всего не на Невском, где плотность милиции «на душу населения», конечно, выше, а на окраинах, где дождаться прибытия наряда порой просто нереально. К тому же не ясно, как долго продлится милицейская «профилактическая операция».
Да и правоохранительные органы, по их же собственным словам, не владеют ситуацией. «Новая газета» задала вопрос на эту тему прокурору города Ивану Сыдоруку. Прокурор ответил, что, во-первых, ответственность за преступления на межнациональной почве не должна лежать исключительно на правоохранительных органах. А во-вторых, у них нет полной информации на этот счет. «Зарегистрированные объединения не причиняют нам столько вреда, сколько неформальные объединения молодежи, которые нужно выявлять и разобщать», — сказал Иван Сыдорук, подчеркнув, что «по этому вопросу недорабатывают органы внутренних дел и ФСБ, и мы не владеем той оперативной информацией, которой должны владеть».
А вот юные наци в отличие от людей в погонах да и всех остальных граждан, как показывает жизнь, чувствуют себя на улицах Петербурга вполне уверенно.
Тем более что никакой правовой основы для того, чтобы задержать уличную банду бритоголовых, если они только ни на кого не напали, нет. Нет такого закона, чтобы за внешний вид хватать и тащить в кутузку.
Новая газета -СПб ,
13.02.2003