Строим. Разрушаем
Нынешний сезон у петербургской Академической капеллы, наверное, самый тяжелый в ее новейшей истории. Камерный зал (особняк Боссе) отобрали. Главное здание закрыли на ремонт - с тем чтобы к юбилею города открыть обновленным и еще более прекрасным. Ведь в этом году Капелле тоже исполняется 300 лет.
Ни хор, ни оркестр не имеют сейчас не только зала для выступлений, но и полноценных репетиционных помещений. И тем не менее хор Капеллы много поет в Большом зале Филармонии, в Смольном соборе, в Пушкине, готовится выступать в Исаакиевском и Сампсониевском соборах. Оркестр заменяет на время гастролей своих коллег из Театра оперы и балета имени Мусоргского, обслуживая балетные спектакли. В общем, время здесь не теряли, предвкушая весеннее возвращение в свой уникальный по красоте и акустике зал.
Все было реальным. Но вот в соседнем дворе началось строительство девятиэтажной гостиницы, и в зале Капеллы по стенам пошли трещины. Кроме того, стала осыпаться арка во дворе, отреставрированном в рамках известного проекта "Дворы Капеллы". Сейчас эту арку во избежание возможных трагедий укрепили строительными лесами - ведь через знаменитые дворы ежедневно проходят тысячи людей.
По утверждению руководства Капеллы, Петербургское агентство недвижимости, затеявшее строительство девятиэтажки среди невысоких домов уникального района, поначалу не имело на это разрешительных документов. Потому дирекция Капеллы надеялась, что строительство можно будет остановить. Но теперь все документы имеются, а чем обернется это строительство для памятника культуры -- и представить себе невозможно. По знаменитому Певческому мосту, где разрешено проезжать лишь "трехтонкам", стали колесить груженные строительными материалами машины во много раз тяжелее...
Пока эксперты, приглашенные Капеллой, утверждают, что памятник рушится из-за непродуманного строительства, что арка во дворе стала аварийной, эксперты Петербургского агентства недвижимости настаивают на противоположном. Идет интенсивная переписка - этим все и ограничивается. Поэтому Капелла просит лишь об одном: чтобы судьей в этом споре (цена его, как видим - национальное достояние) выступило государство, то есть независимые от конфликтующих сторон эксперты. Тогда можно будет искать выход. Иначе снова будет "как всегда" - новое построим за счет того, что старое разрушим. Только в данном случае цена разрушенного выше любых денег.
Санкт-Петербургские ведомости ,
7.02.2003