Отдельные биологические особи и целые живые сообщества в минуту опасности принимают характерную защитную стойку. Еж и дикобраз сворачиваются в клубок, ощетиниваясь острыми иглами. Буйволы сбиваются в стадо и занимают круговую оборону. Боксер закрывает руками голову и корпус. Прогубернаторские фракции ЗакСа после неудачи в борьбе за кресло спикера поспешили сколотить трехфракционный депутатский блок.
«Тематическая» коалиция, объединившая «Единый Петербург» Юрия Рыдника, «Наш город» Сергея Тарасова и «Городские районы» Сергея Анденко, получила название «Единый город». Ее еще в шутку называют «Наш Смольный» или «Блок третьего срока». Лидером прогубернаторской межфракционной антанты, которая с приходом Владимира Еременко насчитывает 17 парламентариев, провозглашен г-н Рыдник. Его новое мариинское детище многим представляется политическим бизнес-проектом по созданию блокирующего пакета голосов, с помощью которого можно саботировать принятие практически любых решений. В том числе и тех, которые связаны с избранием руководящих органов ЗакСа.
Вожаки и идеологи «Единого города» не скрывают, что оформлением своего блока хотели бы подвигнуть парламентское большинство поделиться с ними хотя бы малой толикой начальственных постов. На очередной пресс-конференции у них нередко не сходились концы с концами. Не перестает восхищать плюрализмом поступков и диалектикой суждений депутат-философ Еременко. Сначала он записался во фракцию КПРФ-НПСР, партийные вожди которой проповедуют непримиримый антипрезидентский и антиолигархический курс. Однако уже через пару недель Владимир Иванович нашел политическое пристанище во фракции банкира Рыдника, стремящейся в своей пропрезидентской риторике выглядеть святее «Единой России». Запустив в оборот тезис о введении внешнего управления ЗакСом из Кремля (против многолетнего манипулирования депутатским корпусом из Смольного квасной мариинский патриот, похоже, ничего не имеет), г-н Еременко попутно проявил трогательную заботу о российском президенте, против которого якобы эта воображаемая политическая игра и направлена.
Пока немногочисленная антиспикерская оппозиция надувает щеки и набивает себе цену, сам Вадим Тюльпанов, как и обещал, занялся серьезной подготовкой к выборам своих заместителей. На минувшей неделе была принята в первом чтении предложенная им избирательная процедура. И хотя, по словам Тюльпанова, он «не имел подводных камней», в чистоте его помыслов усомнилась даже «яблочница» Наталья Евдокимова, спикерским талантам которой Вадим Альбертович в немалой степени обязан своим избранием. Острая полемика развернулась вокруг сразу двух возможных новшеств. Если доселе кандидатуры вице-спикеров мог выдвинуть любой парламентарий, то теперь предлагается наделить таким правом лишь главу ЗакСа и депутатские группы численностью не менее 17 человек. Возражение встретила и норма, допускающая избрание не только «малого пакета» (двух вице-спикеров одним голосованием), но и «большого» (плюс председатели депутатских комитетов и комиссий).
Депутаты намереваются уже сегодня окончательно утвердить схему избрания своих начальников. Однако начнутся ли сразу после этого долгожданные выборы, неизвестно. Дело не только в возможном срыве кворума. В депутатских головах нет полной ясности и с тем, какое количество руководящих постов позволило бы решить организационные вопросы полюбовно, без политического давления и вербовки перебежчиков.
Петербургский Час Пик ,
29.01.2003