|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Конкурс невезения
28.01.2003 00:01
ПЕТЕРБУРГСКАЯ зима - жаркая пора для топливного сектора. С декабря по февраль городская администрация проводит ежегодные конкурсы на снабжение топливом муниципальных служб -транспортных предприятий, жилищного сектора, медучреждений, ГУВД, УГПС.
Выигрыш этих тендеров, в особенности главного - на поставки автобусным паркам госпредприятия "Пассажиравтотранс , обещает топливным компаниям не только крупные доходы, но и престижный статус партнеров администрации. Поэтому конкурсы сопровождаются жесткой конкуренцией, а в последние годы регулярными скандалами. Похоже, тендер-2003 исключением не станет. Тени тендеров В 2001 году победа компании "Балт-Трейд" определилась откровенным протежированием со стороны организаторов - тогдашнего руководства КЭППа. "Балт-Трейд" принял на себя невыполнимые обязательства, рассчитывая задним числом "подкорректировать" условия тендерной документации. В результате снабжение парков шло с постоянными перебоями, срывая графики автобусного сообщения. Репутация "Балт-Трейда" была серьезно подорвана. В 2002-м почти все лоты по "Пассажиравтотрансу" выиграло оптовое подразделение Петербургской топливной компании (по одному парку получили "Балт-Трейд" и фирма "Восход"). Однако, взявшись за обслуживание десяти автопарков, ПТК публично выражала несогласие с условиями тендерной документации. Поставщики утверждали, что продавать топливо приходится фактически в убыток. Нынешний год приносит новый сюрприз. К назначенной дате - 24 декабря на конкурсе по "Пассажиравтотрансу" заявки просто отсутствовали. Видимо, из опыта прежних коммерческих потерь сделаны серьезные выводы. "Ряд топливных операторов высказали намерение отказаться от участия в конкурсе из-за большого размера задолженности ГУП "Пассажиравтотранс" по оплате за поставленные нефтепродукты. В условиях корректировки данной строки бюджета этого года задолженность будет погашаться за счет следующего года. Соответственно в следующем году расчеты с поставщиками будут задерживаться на 4 - 5 месяцев со времени поставки, что приведет к увеличению стоимости поставляемого топлива , - говорилось в заявлении Нефтяного клуба Петербурга. Торговля "нон-профит" Условия тендерной документации по "Пассажиравтотрансу", с которыми члены Нефтяного клуба ознакомились на сентябрьском заседании, во многом неприемлемы для топливных операторов. Ожидаемый рост оптовых цен на нефтепродукты превышает соответствующий показатель розничного рынка и делает нерентабельными оптовые поставки. Даже небольшое повышение цен в начале года сделает убыточным снабжение автобусных парков, поскольку тендерная документация берет за основу расчетов ноябрьские ценовые показатели и закрепляет скидку при оплате поставок. Сохраняется и такая дополнительная нагрузка, как оплата поставщиком холостых автопробегов. Поэтому, хотя в нынешнем году заказчики пошли на некоторые уступки поставщикам, многие петербургские компании вынуждены отказаться от участия в конкурсе. Организаторам пришлось перенести сроки автобусного тендера. Прием заявок продлен до 31 января, конкурс назначен на 3 - 4 февраля. Со своей стороны администрация предупредила о своем намерении усилить контроль качества поставляемого топлива. Тем временем возникла странная ситуация. На фоне торможения по главному, автобусному конкурсу завязалась острая борьба за право обслуживания других городских структур - жилфонда, здравоохранения, милиции. Причем на этих тендерах многие претенденты словно изъявляют готовность нести любые убытки. Их не смущает ни заложенный уровень цен, ни условия оплаты холостых автобусных пробегов. Топливо предлагается по цене зачастую ниже себестоимости. Иначе говоря, компании сознательно и охотно идут на неминуемое банкротство. Наиболее яркий пример подает холдинг "Фаэтон", возглавляемый Владимиром Хильченко. Продажная лихорадка "Фаэтон" входит в первую тройку петербургских операторов. Компания располагает 35 автозаправочными станциями, через которые ежемесячно прокачивается около 30 тысяч тонн нефтепродуктов (у ПТК 120 АЗС с прокачкой до 100 тысяч тонн, у "Балт-Трейда" 32 станции с 25-тысячной прокачкой). Но на городских тендерах "Фаэтон", как правило, не имел успеха из-за удаленности станций от обслуживаемых объектов. В последние годы Хильченко и не проявлял особого интереса к этому направлению, делая упор на розницу. Кроме того, "Фаэтон" анонсировал ряд проектов вне топливной сферы и явно готовит сброс соответствующих активов. Уже не первый год "Фаэтон" продолжает интенсивные переговоры с федеральными нефтяными компаниями о продаже своей автозаправочной сети. В конце 2001-го Хильченко заключил договор франчайзинга с тогдашним президентом "Славнефти" Михаилом Гуцериевым. "Фаэтон" успел получить от "Славнефти" своего рода аванс в 5 миллионов долларов, оформленный как банковский кредит. Процесс, однако, не пошел - обнаружились проблемы с неясной принадлежностью ряда "фаэтоновских" АЗС, к компании предъявила жесткие претензии налоговая полиция, было возбуждено несколько уголовных дел. Затем в "Славнефти" сменилось руководство и от покупки "Фаэтона" пришлось отказаться. Аналогичные переговоры Хильченко повел с другими вертикально интегрированными компаниями . Отмечались контакты с ЛУКОЙЛом, затем с "Сибнефтью" (которая после приобретения "Славнефти" унаследовала северо-западные проекты Гуцериева). В настоящее время потенциальным покупателем активов "Фаэтона" является ЮКОС. Но во всех случаях решение тормозится двумя факторами - неясностью прав собственности на "проблемные" объекты "Фаэтона" и разногласиями по цене активов компании - покупатели предлагают суммы вдвое меньшие по сравнению с запросами Хильченко. Кстати, постепенно приближается срок расчета по пятимиллионному кредиту. Куда завезет "Фаэтон"? Здесь, возможно, кроется разгадка "тендерного демпинга". Договоры поставок муниципальным службам и заявленные в них объемы топлива превращают в мощные средства коммерческого пиара. Привилегированный статус "поставщика городу" несомненно усиливает позиции в переговорах с федералами, становится важной методикой предпродажной подготовки. Поскольку московские покупатели вряд ли займутся детальным изучением петербургской тендерной документации, они вполне могут пойти навстречу Хильченко в вопросе стоимости активов. И тем самым навесят на себя обязательство снабжать питерские структуры большими объемами топлива по смешным ценам. А заодно и физических лиц - автомобилистов, приобретавших "фаэтоновский" годовой талон, гарантирующий приобретение бензина по низким прошлогодним ценам. Но это будет потом. Когда Хильченко, возможно, вообще перестанет заниматься бензином и воспримет запоздалые претензии с законным недоумением. Уже не ему, а ЮКОСу или "Сибнефти" предстоит разбираться с администрацией Петербурга по поводу виртуальных "бумажных" обязательств, принятых Владимиром Ефимовичем. И далеко не факт, что федеральные компании будут платить подсунутые им чужие долги. Скандал 2001 года, учиненный подобными же действиями "БалтТрейда", покажется тогда забавным недоразумением. "Балтыйские" грабли Демпинговую игру вокруг топливных тендеров 2003 года ведет не один "Фаэтон". В ней активно участвуют небольшие и малоизвестные операторы-посредники, которые в настоящее время либо скупаются федеральными гигантами, либо просто уходят с рынка (например, некая фирма "Комплекс СПб", реализующая бензин через автозаправочную сеть компании "Базальт", купленной недавно ЛУКОЙЛом). Но есть и игрок покрупнее. Это все тот же "Балт-Трейд". Видимо, таким образом руководство указанной компании решило отметить своеобразный юбилей. Ровно два года назад, 19 января 2001 года, налоговая полиция пресекла нелицензированный отпуск автопаркам топлива с "балтыйских" бензовозов (задним числом "Балт-Трейд" получил соответствующую лицензию, что стало очередным правонарушением, - выдача таких разрешений по закону не допускается). Так начинался знаменитый топливный скандал 2001-го. Нарушения правил поставок росли как снежный ком. Сразу в нескольких автобусных парках замерзало дизельное топливо - выяснилось, что вместо предусмотренного сезоном зимнего дизеля "Балт-Трейд" заправлял автобусы летним топливом с присадками. Через пару месяцев "Балт-Трейд" вообще прекратил отпуск дизтоплива нескольким автопаркам, поставив под угрозу срыва графики пассажирских перевозок. Вместо топлива "Балт-Трейд" предлагал транспортникам фирменные талоны... на его приобретение, реализовать которые не удавалось ни тогда, ни сейчас (нечто вроде продуктовых "портянок" 1991 года). ...В нынешнем году "Балт-Трейд" действует в связке с "Фаэтоном", выступая владельцем "единой сети поставок". Создается еще одна виртуальная реальность - ведь после покупки "Фаэтона" федералами "единая сеть" исчезает, разрушая выстроенную схему топливного снабжения. Впрочем, руководство "Балт-Трейда", увязшее в криминальных скандалах и конфликте акционеров, заваленное долгами и судебными исками, ведет собственные предпродажные переговоры. Какого же поставщика получит для своих служб петербургская администрация после разрыва "единой сети"? Не того ли, кто уже прославился в позапрошлом году?
Смена ,
28.01.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |