Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Алексей КУДРИН. Надеюсь на лучшее для Петербурга
27.01.2003 00:01
У нас есть два-три года для налоговой реформы. Мы хотим уже в нынешнем году принять закон, определяющий график снижения налогов до 2006 года. И пусть кто-нибудь другой потом попробует его отменить.


Минфин выступает за бархатную налоговую революцию. Мы ведь должны выполнять свои обязательства. Не можем же мы выйти на выборы с программой снижения налогов за счет отказа от повышения зарплат бюджетникам.

В разговоре о проблемах мировой, российской и питерской экономики наш собеседник - вице-премьер российского правительства, министр финансов Алексей КУДРИН.

Делите сбережения 50:50

- Алексей Леонидович, начнем, если можно, с самого актуального, с роста евро. Народ занервничал. Мы привыкли реагировать лишь на колебания рубля и доллара, а теперь появился "третий игрок". Как нынешние события повлияют на российские финансы и на финансы каждого отдельного россиянина? Будут ли неожиданности?

- Никаких неожиданностей не будет. Сразу после введения евро мы прогнозировали, что эта валюта будет постепенно усиливать свое влияние. Ведь евро и задумано с тем, чтобы интегрировать рынки, минимизировать трансакционные издержки, повысить конкурентоспособность европейской экономики. Напомню, что евро сначала было дороже доллара, затем упало. Теперь происходит восстановление позиций, и это нормально.
Рецессия более болезненно воспринимается в США. Но на самом деле она происходит и в Европе.

Это естественный процесс, и мы не ожидаем в дальнейшем никаких быстрых изменений соотношения сил между ведущими центрами экономического влияния - США и Европой.
Что же касается финансов россиян, то правильно год назад сказал Олег Вьюгин (ныне первый заместитель главы Центробанка - Д.Т.): имеет смысл 50% сбережений хранить в долларах, 50% - в евро.
Таким образом, все колебания евро и доллара будут нивелированы.

- А Ваш первый заместитель Алексей Улюкаев на днях сказал, что все 100% надо хранить в рублях.

- Это абсолютно верно. В широком смысле действительно лучше в рублях. Думаю, что с каждым годом рублевые сбережения будут нарастать. Я же имел в виду, что для тех, кто привык хранить свои деньги в западных валютах, лучше 50:50.

- Можно ли ожидать усиления инфляции издержек? Ведь наш импорт в значительной части осуществляется из Европы.

- Это может несколько повлиять на изменение сложившейся тенденции роста цен. Но в нашем прогнозе на 2003 г. мы данный фактор учитывали. Если ситуация коренным образом не изменится, мы не выйдем за рамки показателей, предусмотренных прогнозом.

Бархатная налоговая революция

- Теперь перейдем от самых актуальных проблем к более общим. В 2002 г. экономический рост в России составил 4% (не намного ниже, чем в 2002 г.), но он происходил в условиях высоких цен на нефть. Не полагаете ли Вы, что наше положение на самом деле хуже того, которое демонстрируют показатели, и при падении цен на нефть рост исчезнет вовсе?

- Рост не сойдет на ноль. Два-три процента сохранятся, хотя, конечно, и это было бы плохо. В 2001 г. рост в значительной мере обеспечивался за счет внешнеэкономических факторов, но их роль снижалась. В 2002 г. снижение прекратилось. Соответственно, доля внутренних факторов (например, инвестиций) в росте оказалась не столь значительной, как хотелось бы.

Нынешние тенденции складываются так, что подобное положение может сохраниться и в дальнейшем. Сравнительные преимущества в обрабатывающих отраслях ниже, чем в топливно-энергетическом комплексе. Поэтому нефтяные компании, которые удерживают высокий уровень рентабельности и сохраняют возможность осуществлять большие инвестиции, в основном, все же инвестируют в свою отрасль и продолжают существенно расширять добычу. Это всех беспокоит. Поэтому складывающуюся тенденцию необходимо переломить.

- Что же для этого делается?

- Правительство своей основной задачей на ближайшие три года считает осуществление диверсификации в экономике.
Мы будем облегчать налоговое бремя в других отраслях, тогда как в топливно-энергетическом комплексе нагрузку снижать не предполагается.

Мы будем осуществлять и важнейшие структурные реформы, которые поспособствуют раскрепощению производителей во всей экономике. Они связаны с уменьшением роли сертификации и технического регулирования продукции, с переходом на добровольную сертификацию. Они связаны с сокращением контрольных функций государства. Они связаны с упрощением порядка получения участков для осуществления инвестиций. Словом, предполагается осуществление целого ряда мер, которые в ближайшее время мы обнародуем.

- Сейчас много говорится о программе снижения фискального бремени на ближайшие пару лет. Можно конкретно сказать, какие налоги и насколько будут снижены?

- Как раз сейчас на эту тему идет жесткая дискуссия внутри правительства, да и вне его. Мы посчитали все наши обязательства, учли различные сценарии развития экономики при различных ценах на нефть. С учетом всего этого и решается, какие налоги и насколько можно снизить. Обнародовать свою позицию мы должны к 1 февраля, а 6 февраля должны обсудить ее на заседании правительства.

- В этой связи в прессе высказывается мнение, что Герман Греф выступает за большое снижение налогов, а Алексей Кудрин занимает сравнительно консервативные позиции. Это действительно так?

- Минфин выступает за бархатную налоговую революцию. Мы ведь должны выполнять все свои обязательства даже при снижении налогов, поэтому я не считаю возможным снижать расходы федерального бюджета больше, чем на 1% ВВП в год. Теперь с этой позицией, в основном, согласен и Греф. Думаю, что это сравнительно реалистичная оценка имеющихся возможностей.

- А Вы не упустите окно политических возможностей для осуществления налоговой реформы. Ведь скоро парламентские и президентские выборы. Кто знает, будут ли после них реформаторы обладать той же властью?

- Я за снижение налогов, но не можем же мы не индексировать пенсии. Не можем же мы сократить федеральные программы, финансируемые из бюджета. Не можем же мы вдвое сократить централизованные инвестиции. Не можем же мы выйти на выборы с программой снижения налогов, осуществляемого за счет отказа от повышения зарплат бюджетникам. Как Вы полагаете, это возможно?

- Согласен, это политически неосуществимо.

- Поэтому мы исходим из того, что у нас есть запас времени в два-три года для осуществления налоговой реформы. Мы даже хотим вот что сделать: принять уже в нынешнем году закон, определяющий график снижения налогов до 2006 г. Иначе говоря, мы примем основное решение, и пусть кто-нибудь другой потом попробует его отменить.
Все забираемое у регионов они быстро возвращают

- В Петербурге часто жалуются на то, что при перераспределении налогов между регионами и федеральным центром наш город пострадал. Жалуются на то, что это нерыночный метод - перетягивать в Москву большую часть финансовых ресурсов, а потом выделять порциями на дамбу или на кольцевую. Ведь у регионов снижаются стимулы зарабатывать самим.

- Если взять нашу старую систему, существовавшую до 2000 г., то в ней у регионов-доноров бюджетная обеспеченность на одного жителя была минимум в два, а то и в двадцать раз выше, чем у регионов бедных. С учетом помощи федерального центра разница была примерно в четыре раза. В результате в одном российском регионе бюджетник мог рассчитывать на получение от государства в четыре раза большего объема средств, чем в другом. В ряде регионов вообще в плановом порядке не выплачивалась зарплата.
Получается, что либо государство должно вообще снять с себя обязательства за образование, здравоохранение и т.д. (тогда люди будут получать выплаты в зависимости от того, кто где живет), либо мы должны привести налоговую систему в соответствие с обязательствами. Мы пошли по второму пути.

Но это не отрицает того, что у регионов остается порядка 40% налогов. Мы вышли на этот уровень не сразу, потребовалось три года. И в следующем году процесс еще будет продолжаться - в связи с отменой налога с продаж. После этого мы выйдем на стабильные нормативы, и условия распределения налогов между регионами и центром меняться больше не будут.

Самое интересное в этом то, что все забираемое у доноров в федеральный бюджет они на следующий год легко восстанавливали за счет притока инвестиций и более быстрого развития своей экономики. Такого мы никак не ожидали и не прогнозировали. Полагаю, что, основываясь на нынешних стартовых условиях, каждый регион вполне сможет зарабатывать себе деньги, и в итоге регионы-доноры снова вырвутся вперед по бюджетной обеспеченности.

Кстати, могу заметить, что экономический советник президента г-н Илларионов считает, что централизация была проведена абсолютно правильно, а вот если бы была осуществлена децентрализация, то мы тем самым существенно подорвали бы факторы экономического роста.

Единой позиции не будет

- Буквально на днях в Петербурге стало окончательно ясно, что Владимир Яковлев не имеет перспектив остаться в Смольном на третий срок. Расстановка сил в Законодательном Собрании - не в его пользу. Будут выборы нового губернатора, и все понимают, что московские петербуржцы не останутся в стороне. Можно ли ожидать, что у нас появится некий сильный кандидат, способный ликвидировать царящий в городе бардак?

- А что Вы имеете в виду, говоря о бардаке?

- В городе так и не начали осуществлять серьезные преобразования в коммунальном хозяйстве, поэтому улицы практически не убираются, а травматизм от гололеда вышел уже за все допустимые рамки. Прорывы на теплотрассах стали нормой. Под Новый год у многих петербуржцев в квартирах отключался свет. Общественный транспорт деградировал, и нормально работают лишь маршрутные такси. Перечислять можно еще долго...

- Мне трудно сейчас сделать прогноз по возможным кандидатам, но, полагаю, что кто-то из крупных московских петербуржцев примет участие в выборах. Многие будут ждать, кого прямо или косвенно поддержат президент и президентская команда. Хотя прямо президент, наверное, никого не поддержит. По-видимому, речь может идти о поддержке косвенной.

Думаю, что единой позиции относительно кандидата у московских петербуржцев не будет. Я хотел бы надеяться на то, что в итоге кандидатом окажется один из авторитетных людей. Пусть это будет кто-то из петербуржцев, проживающих сейчас в Москве. И в связи с этим я хотел бы надеяться на лучшее для нашего города.
Дело , 27.01.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru