Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Неожиданный перелом
27.01.2003 00:01
Выборы спикера ЗакСа так и не попали в Книгу рекордов Гиннесса как самые "долгоиграющие". Уже второе заседание ЗакСа оказалось результативным. "Решение вопроса" было организовано в духе времени - "по-путински"! Вадим Тюльпанов избран спикером, Сергей Миронов делегирован в Совет Федерации, шансы Владимира Яковлева на третий губернаторский срок стали минимальными.

Новоиспеченный спикер в "петербургский период" Путина не входил ни в один из его ближних кругов; вряд ли он мог рассчитывать и на место в прославленных в анекдотах "красных стрелах", перевозящих из Петербурга в Москву кадровый резерв Президента. Тем не менее свита сделала "второго человека" Северной столицы - и депутаты ЗакСа "короновали" его 28 голосами. Происшедшее - знаковое событие в политической жизни Петербурга. Городской парламент, остававшийся, по сути, единственной относительно свободной политической площадкой, отражающей все партийно-политическое и деловое многообразие Петербурга, попал под "внешнее управление".

Политик от мотора

Тюльпанов, как новое лицо петербургского парламентаризма, - довольно случайная фигура, свидетельство слабости личностного потенциала региональной политической и бизнес-элиты. Зато пример успешной карьеры Тюльпанова колоритно иллюстрирует, как бизнесмены могут "перелетать" из тени на свет, становясь попутно политиками. За период с 1986 по 1993 год Тюльпанов, выпускник Макаровского училища, прошел путь от моториста судов загранплавания до старшего механика на судах Балтийского морского пароходства. Затем "правильная" трудовая биография оборвалась и Вадим Альбертович бросился в мир бизнеса. В 1993 году он стал одним из соучредителей транспортно-экспедиторской компании "Меркурий Транспорт", действовавшей в морском порту Петербурга. Среди его партнеров был известный в определенных кругах Александр Челюскин, в то время причислявшийся к лидерам так называемого малышевского сообщества. Впоследствии бизнес Тюльпанова, по мнению информированных экспертов, оказался в сфере интересов авторитетного предпринимателя Константина Яковлева.

Характерен и старт политической карьеры Тюльпанова. В 1997 году, накануне муниципальных выборов, коммерсант Тюльпанов превратился в главу Санкт-Петербургского регионального общественного фонда правовой защиты пенсионеров и малоимущих. Избиратели, оценив масштабы социальной помощи, избрали Вадима Альбертовича депутатом. Продолжение последовало в декабре 1998 года - он стал депутатом ЗакСа. Между первым и вторым турами Тюльпанов нашел себе место под популярным тогда политическим брэндом блока Юрия Болдырева, благодаря чему одолел конкурента из "Яблока". Но уже в январе 1999 года Тюльпанов в числе первых распрощался с фракцией имени Болдырева и подался в прогубернаторский лагерь.

За четыре года работы в ЗакСе Тюльпанов ничем выдающимся себя не зарекомендовал. Законов практически не писал, в дискуссиях не участвовал, выделялся среди коллег косноязычием, хотя в редких случаях демонстрировал свои вокальные способности. Тем не менее в июне 2001 года, после избрания Миронова представителем ЗакСа в Совете Федерации, стал вице-спикером (в паре с Константином Серовым). Ненадолго Тюльпанов оказался фактически лидером регионального "Единства". Но когда пошли объединительные процессы по созданию "Единой России" ("ЕР"), он не был допущен на учредительный съезд и не вошел в руководство партии. Попытки и дальше сохранить местное "Единство", создав в ЗакСе совместную фракцию с "Народной партией РФ", не могли прикрыть неудачу соискателя места в "партии власти". Политическая безликость Тюльпанова, выражавшаяся в колебаниях между Смольным и полпредством, была для него нормой. И только в ходе осенних выборов 2002 года в ЗакС присутствие "независимого" Тюльпанова среди участников полпредской программы "Диалог" выдавало его ангажированность. Участились посещения Тюльпановым Москвы, участие в совещаниях у Президента по подготовке к 300-летию, что дополняло пиаровскую суету вокруг патронируемого им конкурса на выбор слов к гимну города.

"Центристский" выбор

Факторы, предопределившие избрание Тюльпанова спикером, будут и дальше влиять на петербургскую политику, на сценарии борьбы за Смольный. Ключевую роль сыграли прежде всего ресурсы федерального центра и его структур. Необходимость подтверждения сенаторских полномочий Миронова заставляла форсировать выборы спикера, консолидируя необходимый для решения обеих задач контрольный пакет голосов. Сергей Тарасов для переизбрания спикером надеялся использовать свои, казалось бы, "нормальные" отношения с Мироновым, в том числе некие договоренности о "стратегическом сотрудничестве", в обмен на поддержку Сергея Михайловича. Неспроста "старейший и мудрейший" депутат Владимир Гольман загадочно спрашивал Миронова, помнит ли он, какие фракции голосовали за него в предыдущий раз. Однако Миронов и его окружение предпочли не связывать себя без особой нужды какими-либо обязательствами с Тарасовым, поэтому частью прогубернаторских депутатов и собственными силами мобилизовали необходимое для избрания Тюльпанова большинство...

Позади большая работа и у полпредства. Ведомство Виктора Черкесова, крайне неудачно выступившее на выборах в ЗакС (с помощью программы "Диалог" и технологии общественных приемных Президента не удалось продвинуть в парламент антигубернаторских бойцов), жаждало реванша хотя бы при избрании спикера. Говорят, в новогодне-рождественские каникулы люди с Петровской набережной (где расположена резиденция полпреда) энергично обрабатывали депутатов. Готовясь к битве за спикера, полпредство явно усилило влияние на "ЕР" и добилось формирования самой крупной фракции (десять человек). Был ликвидирован и прежний раскол на собственно фракцию "ЕР" (признаваемую местным партруководством) и "Единство - Народная партия" (возглавлявшуюся Тюльпановым). Как и ожидалось, лидер объединенной фракции "ЕР" и стал главным ставленником "партии власти". Наблюдатели отмечают, что фигура Тюльпанова - в значительной мере креатура заместителя полпреда, экс-профсоюзника Евгения Макарова, позиции которого на Петровской набережной несколько усилились после провала на выборах проекта "Диалога", курируемого главным федеральным инспектором Николаем Винниченко.

Демократы-"яблочники" (пять человек с учетом позаимствованного у мироновской "Воли Петербурга" Павла Солтана) и четверо представителей СПС, не имея возможности влиять на выбор кандидатуры анти-Тарасова, вынуждены были отдать голоса за Тюльпанова, к которому никогда не испытывали симпатий. Им оставалось утешать себя лишь тем, что это все-таки оппозиционная Смольному фигура, на которой сошлись в Москве. Естественно, на них не могли произвести впечатления призывы Тарасова голосовать "сердцем, а не другой частью тела или одежды"...

Кинула ты...

Впрочем, для избрания Тюльпанова недостаточно было бы сугубо партийно-политического альянса, подкрепленного вскрытым Гольманом "сговором кэгэбэшно-московской группировки". Судьбу спикера решали и влиятельные бизнес-элиты.

Знающие люди поясняют, что по вопросу о спикере нашли точки соприкосновения два авторитетных предпринимателя - Константин Яковлев и Владимир Барсуков (Кумарин). С ролью же посредника, говорят, успешно справился Денис Волчек - близкий к Яковлеву бизнесмен, сумевший вместе с собой привести в ЗакС небольшую группу депутатов. У лидеров этих бизнес-групп накопилось изрядное недовольство губернатором и действиями "семьи" (в частности, в топливном и портовом бизнесе, ТЭКе, строительстве и т.д.). Игорь Михайлов, один из наиболее информированных депутатов, близких к Смольному, констатирует: "Складывается впечатление, что Владимир Яковлев упустил ситуацию в сфере бизнеса и взаимоотношений с деловыми кругами. Деловые элиты, учитывая также туманные политические перспективы губернатора, начинают попытки поиска компромиссной перспективной фигуры. Ситуация с выборами Тюльпанова - свидетельство этого".

Неудивительно, что Тюльпанова поддержали две фракции, воспринимавшиеся ранее как опора Смольного. Во-первых, отличилась "Спортивная Россия" Волчека. Возможно, Волчек, поддерживавшийся в ходе выборов Смольным, стремится показать "независимость", "набить цену", оказывая давление на губернатора. Но, быть может, к альянсу с федеральными структурами Волчека подтолкнуло то, что он оказался "на крючке": против него возбуждено уголовное дело, которое, при наличии административной воли, может превратиться и в нечто более неприятное. Кстати, по мнению экспертов, отнюдь не случайно именно накануне выборов спикера случился "наезд" РУБОПа на влиятельного предпринимателя Александра Ебралидзе, близкого к губернатору и его супруге и считавшегося главной опорой Тарасова.

Во-вторых, Смольный недосчитался голосов фракции КПРФ - НПСР. Ее позицию наблюдатели объясняют тесными взаимоотношениями с бизнесменами-коммунистами из "теневого кабинета" КПРФ. В первую очередь имеется в виду депутат Госдумы Виталий Южилин, считающийся представителем оффшорных компаний Nasdor Inc. и First Quantum UK Limited - владельцев контрольного пакета ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Говорят, Южилин и его бизнес финансировали избирательную кампанию первого секретаря горкома КПРФ Олега Корякина и других членов фракции. Поэтому понятно, что, вопреки решению бюро горкома не поддерживать кандидата "ЕР", мариинские коммунисты пошли своим путем. Что же касается интереса Южилина к избранию Тюльпанова, то он очевиден. Тюльпанов - влиятельная фигура в бизнесе, связанном с морским портом. Его избрание спикером открывает для бизнеса, близкого Южилину и другим деятелям "теневого кабинета", дополнительные возможности по взаимодействию с федеральными структурами, в том числе с полпредством, в деле продвижения своих интересов. Так, частные акционеры порта видят "федералов" в качестве своих союзников в борьбе с КУГИ Петербурга, пытающимся вернуть городу реальное влияние в морском порту. Серьезные интересы есть у них в "Первом контейнерном терминале", также они внимательно приглядываются к портовым комплексам в Кронштадте, Ломоносове и т.д.

Другой "левый" депутат Госдумы, Николай Дайхес - эффективный лоббист фармацевтического бизнеса и глава Российской медицинской ассоциации, по слухам, интересуется выходом на питерский рынок и приватизацией сети городских аптечных ГУПов. Похоже, аналогичные интересы имеет и бизнес, близкий к Константину Яковлеву. Также "пряником", повышающим привлекательность отношений с федеральным центром и полпредством, называют те самые 600 млн долларов, которые предполагается в обход городских властей пустить на завершение строительных работ по дамбе и КАДу. В кулуарах Мариинского дворца активно обсуждаются возможные взаимосвязи между получением соответствующих подрядов и ставкой на Тюльпанова...

Не было "преемника" - беда помогла?

Избрание Тюльпанова - удар для Смольного. Говорят, губернатор в течение нескольких дней был вне себя от ярости, под горячую руку попались "разруливавшие" ситуацию в ЗакСе вице-губернатор Анна Маркова и начальник канцелярии Александр Беглов, пытались даже выявлять скрытых "агентов Тюльпанова" в администрации. Теперь Смольному остается одно: попытаться не дать группе поддержки Тюльпанова задействовать свои 28 голосов (полагают, что их может быть и 30) для продавливания своих кандидатур на должности вице-спикера. Окрыленный победой Тюльпанов уже заявил, что хотел бы видеть в этих креслах представителя СПС или "Яблока" (то есть Юрия Гладкова или Михаила Амосова), а также кого-то из лидеров КПРФ - НПСР (скорее всего, Корякина или Юрия Савельева). Разумеется, губернаторское "меньшинство" постарается избежать сценария, при котором оно останется без рычагов влияния в ЗакСе. И если верны слухи о попытках склонить отдельных депутатов на сторону Тюльпанова с помощью денег (говорили о суммах в 50-100 тыс. долларов), то почему бы и Смольному не ответить тем же?! Наконец, губернатор Яковлев, получив болезненный урок, может попытаться наладить отношения с бизнес-элитами, причастными к избранию Тюльпанова. Для Смольного предмет торга очевиден - включение в Устав нормы о третьем сроке...

Что может спикер?

Что будет зависеть от главы городского парламента, вокруг избрания которого шла такая напряженная борьба? Учитывая приближающиеся губернаторские выборы, он сможет превратить ЗакС в политический плацдарм для антияковлевской оппозиции. Председатель контрольно-счетной палаты Дмитрий Буренин уже поделился радостью, что вот теперь-то ему никто не будет мешать исполнять контрольные функции.

В экономической сфере, помимо воздействия на бюджетный процесс и поддержку законов, лоббируемых коммерческими структурами, спикер может выступать как влиятельный посредник между бизнесом и городскими или федеральными структурами. Кроме того, как резонно прогнозирует депутат Михайлов, "мы попадаем в переходный период и независимо от того, останется ли Яковлев или уйдет, депутаты, представляющие интересы бизнеса, будут делать попытки установить новые правила игры. Полагаю, заметно возрастет количество связанных с экономикой актов: бизнес будет стремиться зафиксировать ситуацию, правовыми средствами застраховать себя от давления московского капитала, действующего сегодня беспардонно".

Ряд депутатов постарается использовать работу в ЗакСе, чтобы создать плацдарм для дальнейшего развития карьеры на ниве публичной политики или административной деятельности. О подобных перспективах способен задумываться Сергей Никешин, профессиональный потенциал которого позволяет рассчитывать на деятельность более высокого уровня, чем председатель Бюджетно-финансового комитета ЗакСа. Или Юрий Рыдник, честно признававший в ходе борьбы за пост спикера, что пока у него нет парламентского опыта, чтобы претендовать на руководящие позиции в ЗакСе, но ведь это - дело времени.

Но одним из самых важных результатов передела власти в ЗакСе может стать появление вполне реального претендента на губернаторское кресло, причем выступающего в вакантном сейчас качестве "преемника" Яковлева. Возможно, постигшая Тарасова неудача как раз и станет для него толчком к принятию решения о своем политическом будущем. Несомненно, Тарасов в силу своего психологического склада, амбициозности воспринимает поражение не иначе как личное унижение. Работать под началом Тюльпанова Тарасов ни в какой роли не будет. Зато Тарасов уже неоднократно говорил, что статус спикера ЗакСа - идеальный трамплин для участия в выборах первого человека города. И вряд ли он изменит свое мнение теперь, после появления столь своеобразного лица питерского парламентаризма.
Эксперт-Северо-Запад , 27.01.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru