На днях петербургский политбомонд отмечал пятилетие Устава города. В Дом юриста, где временно располагается Уставный суд, пришли гости в основном из полпредовского лагеря. Журналистов, которых специально приглашали прийти, на праздник не пустили. Организатором мероприятия был Уставный суд, который, как уже сообщали "Известия", потратил на него половину своего годового бюджета на представительские расходы. По словам судей, это 50 тысяч рублей.
Началось все с полагающимся в великосветском обществе получасовым опозданием. Когда приглашенные - 3 вице-губернатора, человек пятнадцать антисмольнинских депутатов, разработчики Устава и другие важные персоны расселись и поболтали со своими соседями слева и справа, в зале появился председатель Уставного суда Николай Кропачев. Его сопровождал Виктор Черкесов, который первым поздравил собравшихся со светлой годовщиной принятия Устава.
Полпред отметил, что день городской конституции - событие очень важное, и отмечая его, "Петербург еще раз демонстрирует поддержку курса президента", который, как известно, направлен на укрепление законности. "Именно Устав предусмотрел новые институты власти в городе - Уставный суд, секретаря Петербурга, уполномоченного по правам человека", - сказал Виктор Черкесов. Впрочем, как он справедливо заметил, "не все они еще реализованы". Напомним, что уполномоченного депутаты ЗакСа второго созыва пытались избрать трижды и неудачно. До секретаря руки просто пока не дошли.
Вторым после полпреда выступил будущий спикер ЗакСа, а тогда простой депутат Вадим Тюльпанов. Он сказал, что когда в самом начале своей парламентской карьеры прочитал Устав, "у меня встал ком в горле, я был горд тем, что в нашем городе есть такой документ". Правда, тогда депутат Тюльпанов, по его собственному признанию, многого не понимал - например, для чего городу секретарь и зачем в Уставе прописано, что зарплата спикера приравнивается к зарплате губернатора. Теперь, наверняка, понимает. Более того, Вадим Альбертович так полюбил Устав, что уверен: "там нет ни одной статьи, которая требовала бы изменений".
А вот выступавшая вслед за ним вице-губернатор Анна Маркова, наоборот, считает, что "жизнь не стоит на месте, меняемся мы, меняются законы, и Устав тоже будет меняться в лучшую сторону". Под занавес Николай Кропачев, закрывая официальную часть, резюмировал, что "закон, по которому можно жить счастливо, принят в нашем городе уже 5 лет назад".
Потом гости пошли на банкет, а журналистов пригласили на пресс-конференцию. Но ни Николай Кропачев, ни Виктор Черкесов на ней не появились, хотя и собирались. За них отдувались Анна Маркова и Вадим Тюльпанов. Плавно перейдя от Устава к холодам, Анна Борисовна заключила, что нынешние погодные условия "многое показали: к ним надо готовиться".
После пресс-конференции журналистам, которые собирались пообщаться с отцами города в неформальной (она же самая информативная) обстановке, выдали по бутерброду и показали на маленькую черную лестницу, которая вела на улицу. И напрасно: причисление журналистов к людям второго сорта вряд ли будет способствовать укреплению любви между Уставным судом и городскими СМИ. А любовь прессы - вещь, периодически становящаяся жизненно необходимой.
Известия-СПб ,
17.01.2003