|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Главное - победа, а не участие
15.01.2003 00:01
С середины декабря 2002 года начались тендеры на поставку топлива для нужд бюджетных предприятий и организаций. Их обязано проводить не только крупнейшее автобусное предприятие ГУП "Пассажиравтотранс", но и множество других: жилищные агентства, предприятия здравоохранения, милиция, пожарные. Конкурсы всегда были предметом скандалов, поскольку бюджетный пирог считается весьма привлекательным для топливных операторов. Однако в этом году интрига связана не с тем, кто из них сделает лучшее предложение, а с тем, что конкурсы перестали интересовать бензоторговцев. Так, на конкурс по поставкам топлива ГУП "Пассажир-автотранс" не было подано ни одной заявки. Эксперты топливного рынка неоднократно высказывались, что условия поставок были непривлекательными для операторов, но организаторы не прислушались к их мнению, в результате чего конкурс перенесен на конец января - начало февраля 2003 года.
Но этот случай, пожалуй, исключение из правил. Другие конкурсы по-прежнему привлекают внимание. Хотя и здесь не обходится без недоразумений. Как сообщил нам один из экспертов топливного рынка, пожелавший не называть своего имени, "отдельные топливные компании любыми способами пытаются стать победителями конкурсов, вплоть до того, что цена предложения заказчику может быть ниже стоимости закупаемого топлива. Другими словами, они уходят "в минус" ради победы". Как стало нам известно, одним из таких операторов является холдинговая компания "Фаэтон". Эта компания уже давно принимает участие в различных тендерах, однако в силу неразвитости сети автозаправочных станций, победителем она оказывается в конкурсах с поставками небольших объемов. В 1998 году "Фаэтон" выиграл конкурс ГУП "Пассажир-автотранс" по двум лотам. Однако через три месяца начался топливный кризис и "Фаэтон" уведомил заказчика, что поставки "сворачивает". Последнему в авральном порядке пришлось искать другого поставщика, иначе автобусы двух парков не вышли бы на маршруты. С того времени организаторы конкурса пытаются избегать предложений услуг этой компании и даже включили в тендерную документацию пункт о том, что в конкурсе могут принимать участие только те компании, которые не имеют практики срывов поставок. Впрочем, почти на три года "Фаэтон" охладел к бюджетным деньгам, занимаясь собственным PR и предпродажной подготовкой. В этом году попытки возобновились, причем со странной особенностью - предлагается топливо по ценам ниже себестоимости. Топливо предлагается с таким масштабом, что более крупные компании разводят руками - всем и по невиданно низким ценам. Если "Фаэтон" явно не проходит по технологическим показателям, среди которых отсутствие вблизи потребителя АЗС, он пытается победить ценой. Если это PR-кампания, то весьма странная, сезон распродаж длится всего две недели, в то время как договора поставки заключаются на год, и это огромная финансовая нагрузка на компанию. Логика действий так и осталась бы недоступной для сознания здравомыслящего человека, если бы нам не намекнули: "все дело в том, что "Фаэтон" продается". Действительно, разговоры о продаже топливного бизнеса "Фаэтона" идут уже более года. Сначала покупателем была "Славнефть", затем "Сибнефть", ЛУКойл. Теперь - ЮКОС. Поговаривают, что ЮКОС уже дал в счет подтверждения серьезности своих намерений "Фаэтону" товарный кредит в 70 миллионов рублей. Ранее также "Славнефть" внесла этой компании залог в размере 5 миллионов долларов. Правда, было это оформлено как кредит банка, который, скорее всего, потребует его вернуть. В то же время, переговоры между ЮКОСом и "Фаэтоном" продолжаются по двум направлениям: цена и собственность. С оформлением последнего у "Фаэтона" еще при сделке со "Славнефтью", как говорят, были определенные проблемы, по причине чего сделка покупки его бизнеса затягивалась. Нет решения и по цене. "Фаэтон" хочет около 30 миллионов долларов, в то время как покупатели и эксперты рынка оценивают бизнес в 12-15 миллионов. Именно разностью оценки активов и объясняется, по мнению экспертов, рьяное желание "Фаэтона" стать победителем как можно большего числа конкурсов. Тогда количество заключенных договоров, а, следовательно, объем сбыта компании, что так важно для покупателя, на бумаге будет существенно выше. А это дополнительные доллары для собственников-продавцов "Фаэтона". И совершенно очевидно, что покупатель не будет на этапе покупки влезать в суть всех договоров, а позже окажется поставленным перед фактом, что сбыт обеспечен за счет бросовых цен. Например, в течение года "Фаэтон" продавал талон с годовым сроком действия. В условиях ожидания повышения цен рациональные автомобилисты наверняка не торопились его использовать. В результате новый собственник "Фаэтона" будет вынужден заправлять этих автомобилистов на своих АЗС, но по ценам годовой давности. Как заявляют топливные операторы, к 1 февраля розничные цены поднимутся до 14 рублей за литр 92-го бензина, что означает, что покупатель "Фаэтона" будет "отоваривать" владельцев годового талона по ценам на топливо в два раза выше, нежели он его продавал. Но это неприятная неожиданность не только для покупателя. Это явная угроза для тех, кто будет получать топливо в результате проведенных конкурсов, где потенциально продаваемая компания станет победителем. Прежний владелец не несет обязанностей по договорам, а новый ... Неизвестно, как он себя поведет. Новый год на топливном рынке начался с активизации предпродажных подготовок операторов. Балтийский торговый дом, более известный как "Восход", активный участник конкурсов, уже продал свой бизнес ЛУКойлу. Его заправки временно закрыты и ожидают распоряжений нового владельца. Наступившая черная полоса в деятельности топливной компании "Русланд" (марка Petrol) вынудила и его собственников решиться на этот шаг. По нашей информации, новым собственником "Русланда" стала некая московская структура. В стадии проведения переговоров о продаже находится и "Балт-Трейд". В связи с новыми реалиями на розничном рынке торговли бензином, покупателю придется более избирательно подходить к выбору поставщика топлива, поскольку, купив талон у одной компании, можно через некоторое время не найти ее автозаправочных станций в городе. А вот примут этот талон на станции нового собственника или нет, это как "бог на душу положит". Уже скоро месяц, как закрыты АЗС Балтийского торгового дома, соответственно отоварить талоны покупателю просто негде. Цена риска еще больше возрастает в условиях ожидаемого резкого роста цен.
Известия-СПб ,
15.01.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |