Цена на бензин в Петербурге к концу января подскочит примерно на 20%. Такой прогноз вчера дал "ДП" Олег Ашихмин, председатель "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга", профессионального партнерства городских владельцев АЗС. По его словам, к 13 декабря на городском оптовом рынке цена на нефтепродукты уже поднялась на 10% по сравнению с концом 2002 г.
Как говорит Олег Ашихмин, причина роста кроется в том, что российским владельцам АЗС не удалось убедить Министерство РФ по налогам и сборам в необходимости внесения некоторых изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2003 г.
С середины прошлого, 2002 г. Российский топливный союз (РТС), первым вице-президентом которого также является Олег Ашихмин, пытался убедить МНС в корректировке ряда положений второй части НК. Однако нефтетрейдерам так и не удалось убедить налоговиков в своей правоте.
Владельцев АЗС не устраивает новый порядок взимания акцизов на нефтепродукты.
Новый порядок взимания акцизов, по общему убеждению мелких нефтетрейдеров, выгоден вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), так как их АЗС повышение цен не коснется. Члены РТС подозревают, что таким образом будет создана предпосылка раздела розничного рынка между восьмью крупнейшими ВИНКами.
По данным РТС, в России малый и средний бизнес (на его станциях и ожидается резкий скачок цен на бензин) владеет 70% розничного рынка торговли нефтепродуктами, ВИНКи контролируют на правах собственности лишь 30% АЗС. РТС заявляет, что независимые операторы топливного рынка не возражают против переноса уплаты акциза на нефтепродукты с производителя (нефтеперерабатывающих заводов) на конечного продавца (АЗС).
Однако предусмотренная нововведениями схема, по мнению РТС, не может быть одобрена, тем более что она была принята без обсуждения с предпринимательскими объединениями. Так, Налоговый кодекс был дополнен статьей, согласно которой все желающие работать на топливном рынке должны иметь свидетельство, выдаваемое налоговыми органами. Данное свидетельство выдается только собственникам мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов.
Поэтому контрагенты, не имеющие на 1 января 2003 года в собственности активов (НПЗ, нефтебаз, АЗС), а владеющие ими на основе договоров, фактически вытесняются из процесса реализации нефтепродуктов. Путем сложных переговоров часть поправок ко второй части Налогового кодекса была принята, и 31 декабря 2002 г. Президент Владимир Путин подписал их в качестве закона. "Тем не менее для нас практически ничего не изменилось, - говорит Олег Ашихмин. - Как в первом варианте надо было получать свидетельство участника топливного рынка, так это и осталось.
Изменился ряд пунктов. К примеру, первоначально сборы должны были уплачиваться с каждой АЗС по месту ее фактического адреса. Сейчас компания, имеющая несколько станций в разных частях города, может формировать реестр и отравлять его в одну налоговую инспекцию".
По словам Олега Ашихмина, пока налоговые органы не давят на операторов, принуждая получать свидетельства участников рынка. "В Москве же уже началось некое движение, - говорит он. - Налоговые органы обратились в правительство Москвы с просьбой посодействовать в вопросе получения нефтетрейдерами свидетельств. Хотя по закону у операторов есть право получить или нет данное свидетельство".
Как сообщили "ДП" в Управлении министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, на 13 января лишь одна компания получила свидетельство участника топливного рынка из 18 поданных заявок. Ее имя не раскрывается.
Деловой Петербург ,
14.01.2003