В Петербурге из-за прорыва теплотрассы замерзает один из ведущих научных центров страны - Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе. Промерзли практически все помещения - и те, где находится уникальная аппаратура. Штаб по ликвидации последствий аварии возглавил нобелевский лауреат академик Жорес Алферов. В срочном порядке закупаются электрообогревательные приборы, утепляется матрацами и одеялами сверхчувствительное к холоду оборудование. Одеяла и бытовые калориферы сотрудники даже приносят из дома, чтобы хоть как-то утеплить помещения. Естественно, уникальные научные исследования и проекты приостановлены.
Жорес Алферов считает, что сегодняшнее "латание дыр" - лишь временный выход из положения. Система отопления и водоснабжения, не менявшаяся из-за отсутствия средств вот уже 30 лет, должна быть полностью заменена. И академик очень рассчитывает на помощь федерального бюджета.
Пожалуй, самое ценное, над чем в эти трудные дни в буквальном смысле слова дрожат ученые, - их детище и гордость - токамак "Глобус-М". Кто-то из ученых, характеризуя принцип работы созданной ими термоядерной установки, пошутил, мол, нужно взять кусочек звезды, поместить его в надежную емкость и заставить работать. Примерно так и поступили ученые Физико-технического института: в своей установке они воспроизвели плазму, в состоянии которой, собственно, и находятся звезды, галактические туманности, солнечный ветер и само солнце. Эти технологии обещают человечеству практически неисчерпаемый источник энергии. Но сегодня "вечный двигатель" петербургских физиков замерзает из-за аварии на проржавевшей теплотрассе.
Ущерб от прорыва теплотрассы и его последствий превысил уже 10 млн. руб. А это - полугодовой бюджет ФТИ им. Иоффе. По самым благоприятным прогнозам, восстановить систему отопления института удастся через полтора месяца.
НГ ,
13.01.2003