Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Право имеете - но не можете?
27.12.2002 00:01
Решение, которое в среду принял Уставный суд, может стать хорошим подарком питерским пенсионерам в год 300-летия Петербурга. Но при одном условии: если оно будет выполнено. А в этом есть, что называется, большие сомнения...

На протяжении всех четырех лет работы теперь уже бывшего состава Законодательного собрания не раз предпринимались попытки установить за счет городского бюджета доплаты к пенсиям. Еще в 1999 году "Яблоко" предлагало использовать для этого средства, впоследствии потраченные на строительство Ледового дворца, - но безуспешно. Затем похожие идеи предлагались в разных формах - но с тем же эффектом.

И все же весной 2002 года удалось принять закон, внесенный фракцией "Единство", согласно которому планировалось установить ежемесячную доплату к государственным пенсиям по старости неработающим пенсионерам из городского бюджета. Размер ежемесячной доплаты должен быть равен разнице между величиной прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге на момент произведения ежемесячной доплаты, и величиной пенсии. Закон предполагалось ввести в действие с 1 января 2003 года.

На пути закона, однако, как и во многих аналогичных случаях, встала питерская администрация. Владимир Яковлев отказался подписать закон, наложив вето, и предложил ряд поправок. В частности, губернатор предложил вводить закон в действие лишь с 1 января 2005 года. Но до этого времени, как полагает вице-спикер Вадим Тюльпанов, немалая часть пенсионеров, имеющих право на доплаты, может просто не дожить...

В июне 2002 года закон рассмотрели повторно, приняли две губернаторские поправки из шести и отправили его на подпись градоначальнику. Срок введения закона в действие остался в прежнем виде.

Городской устав дает губернатору лишь две возможности обращения с поступившими из Мариинского дворца законопроектами: подписать или наложить вето. Если губернатору не нравится закон, он вправе отклонить его. При этом вето губернатора бывает "абсолютным" - когда губернатор считает, что принятие закона в принципе нецелесообразно, или "относительным" - когда он предлагает какие-то поправки.

Однако на сей раз Владимир Яковлев избрал третий путь. Он вернул закон в Мариинский дворец, и не подписав его, и не наложив вето. В письме губернатора говорилось, что поступивший к нему на подпись документ "не может рассматриваться как закон Санкт-Петербурга, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга в целом в новой редакции". По мнению губернатора (со ссылкой на проведенную "правовую экспертизу"), во время принятия закона были допущены некие процедурные нарушения, а потому он вправе "отфутболить" его обратно без рассмотрения.

Такая же судьба в это же время постигла и несколько других законов, внесенных депутатами Наталией Евдокимовой, Сергеем Андреевым, Анатолием Кривенченко. Их также и не подписали, и не отклонили. И они "повисли в воздухе" - между Смольным и Мариинским дворцом.

Тюльпанов и его коллеги, в том числе и из других фракций - Константин Сухенко, Олег Сергеев, Юрий Гладков, Александр Кущак, Виталий Калинин, обратились в Уставный суд, прося разъяснить, имеет ли губернатор право самолично решать, что является законом Санкт-Петербурга, а что нет.

Суд ответил на этот вопрос так, что сомнений не осталось: не имеет. Владимир Яковлев обязан либо подписать поступивший к нему закон, либо наложить вето. Процедурные нарушения не его дело. В крайнем случае он должен подписать закон, а затем идти в суд, где доказывать, что закон был принят как-то "неправильно".

В первую очередь вердикт Уставного суда обязывает губернатора подписать закон о доплатах к пенсиям. Но не будем спешить поздравлять малоимущих пенсионеров с тем, что они уже в январе смогут получить какие-то дополнительные суммы. К сожалению, ситуация весьма и весьма непроста.

Еще когда закон принимался, назывались такие цифры: более 200 тысяч человек подпадают под его действие, а на доплаты необходимо потратить не менее одного миллиарда рублей. На фоне общих расходов городского бюджета-2003 - 75 миллиардов рублей - это не ахти какая сумма: менее полутора процентов. Но бюджет уже принят и вступил в силу, а расходы эти в него уже не заложены. И если даже губернатор подпишет закон о доплатах (что неочевидно - вполне возможно, придется заставлять его это сделать при помощи "обычного" суда), это вовсе не означает автоматического включения в бюджет "пенсионных" расходов.

Откуда брать деньги? Снять их с других расходных статей невозможно, пока не скорректирован закон о бюджете. Ближайшая корректировка, как показывает практика прошлых лет, произойдет не раньше мая-июня, при этом далеко не факт, что Смольный захочет включить в бюджет указанные деньги и что губернатор подпишет соответствующие изменения к бюджету. Резервный фонд администрации (опять же если она захотела его потратить на эти цели) меньше, чем необходимая сумма. Да и оставлять город без "резерва" на случай непредвиденных ситуаций, стихийных бедствий, аварий или катастроф как-то не годится.

В общем, Петербург может оказаться в ситуации, которая достаточно распространена в России: закон есть, а механизма его исполнения нет. Что называется, "право имеете, но не можете". Нет денег - а на нет и суда нет...

Суд, впрочем, может быть. И не один. Ничто не помешает пенсионерам, которые по новому закону получат право на доплаты, инициировать судебные иски и потребовать выплатить им эти деньги. Но и тут возникает все тот же вопрос: откуда эти деньги возьмут? Спишут в принудительном порядке с бюджетного счета? Значит, их не хватит на что-то другое, на что они были предусмотрены. На что именно? Вопрос открытый.

Правда, массовые иски пенсионеров могут заставить и Смольный, и депутатов в срочном порядке изменить бюджет и обеспечить выполнение закона. Но лучше бы, если они сделали это, не дожидаясь судебных споров...
Невское время , 27.12.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru