|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Право имеете - но не можете?
27.12.2002 00:01
Решение, которое в среду принял Уставный суд, может стать хорошим подарком питерским пенсионерам в год 300-летия Петербурга. Но при одном условии: если оно будет выполнено. А в этом есть, что называется, большие сомнения...
На протяжении всех четырех лет работы теперь уже бывшего состава Законодательного собрания не раз предпринимались попытки установить за счет городского бюджета доплаты к пенсиям. Еще в 1999 году "Яблоко" предлагало использовать для этого средства, впоследствии потраченные на строительство Ледового дворца, - но безуспешно. Затем похожие идеи предлагались в разных формах - но с тем же эффектом. И все же весной 2002 года удалось принять закон, внесенный фракцией "Единство", согласно которому планировалось установить ежемесячную доплату к государственным пенсиям по старости неработающим пенсионерам из городского бюджета. Размер ежемесячной доплаты должен быть равен разнице между величиной прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге на момент произведения ежемесячной доплаты, и величиной пенсии. Закон предполагалось ввести в действие с 1 января 2003 года. На пути закона, однако, как и во многих аналогичных случаях, встала питерская администрация. Владимир Яковлев отказался подписать закон, наложив вето, и предложил ряд поправок. В частности, губернатор предложил вводить закон в действие лишь с 1 января 2005 года. Но до этого времени, как полагает вице-спикер Вадим Тюльпанов, немалая часть пенсионеров, имеющих право на доплаты, может просто не дожить... В июне 2002 года закон рассмотрели повторно, приняли две губернаторские поправки из шести и отправили его на подпись градоначальнику. Срок введения закона в действие остался в прежнем виде. Городской устав дает губернатору лишь две возможности обращения с поступившими из Мариинского дворца законопроектами: подписать или наложить вето. Если губернатору не нравится закон, он вправе отклонить его. При этом вето губернатора бывает "абсолютным" - когда губернатор считает, что принятие закона в принципе нецелесообразно, или "относительным" - когда он предлагает какие-то поправки. Однако на сей раз Владимир Яковлев избрал третий путь. Он вернул закон в Мариинский дворец, и не подписав его, и не наложив вето. В письме губернатора говорилось, что поступивший к нему на подпись документ "не может рассматриваться как закон Санкт-Петербурга, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга в целом в новой редакции". По мнению губернатора (со ссылкой на проведенную "правовую экспертизу"), во время принятия закона были допущены некие процедурные нарушения, а потому он вправе "отфутболить" его обратно без рассмотрения. Такая же судьба в это же время постигла и несколько других законов, внесенных депутатами Наталией Евдокимовой, Сергеем Андреевым, Анатолием Кривенченко. Их также и не подписали, и не отклонили. И они "повисли в воздухе" - между Смольным и Мариинским дворцом. Тюльпанов и его коллеги, в том числе и из других фракций - Константин Сухенко, Олег Сергеев, Юрий Гладков, Александр Кущак, Виталий Калинин, обратились в Уставный суд, прося разъяснить, имеет ли губернатор право самолично решать, что является законом Санкт-Петербурга, а что нет. Суд ответил на этот вопрос так, что сомнений не осталось: не имеет. Владимир Яковлев обязан либо подписать поступивший к нему закон, либо наложить вето. Процедурные нарушения не его дело. В крайнем случае он должен подписать закон, а затем идти в суд, где доказывать, что закон был принят как-то "неправильно". В первую очередь вердикт Уставного суда обязывает губернатора подписать закон о доплатах к пенсиям. Но не будем спешить поздравлять малоимущих пенсионеров с тем, что они уже в январе смогут получить какие-то дополнительные суммы. К сожалению, ситуация весьма и весьма непроста. Еще когда закон принимался, назывались такие цифры: более 200 тысяч человек подпадают под его действие, а на доплаты необходимо потратить не менее одного миллиарда рублей. На фоне общих расходов городского бюджета-2003 - 75 миллиардов рублей - это не ахти какая сумма: менее полутора процентов. Но бюджет уже принят и вступил в силу, а расходы эти в него уже не заложены. И если даже губернатор подпишет закон о доплатах (что неочевидно - вполне возможно, придется заставлять его это сделать при помощи "обычного" суда), это вовсе не означает автоматического включения в бюджет "пенсионных" расходов. Откуда брать деньги? Снять их с других расходных статей невозможно, пока не скорректирован закон о бюджете. Ближайшая корректировка, как показывает практика прошлых лет, произойдет не раньше мая-июня, при этом далеко не факт, что Смольный захочет включить в бюджет указанные деньги и что губернатор подпишет соответствующие изменения к бюджету. Резервный фонд администрации (опять же если она захотела его потратить на эти цели) меньше, чем необходимая сумма. Да и оставлять город без "резерва" на случай непредвиденных ситуаций, стихийных бедствий, аварий или катастроф как-то не годится. В общем, Петербург может оказаться в ситуации, которая достаточно распространена в России: закон есть, а механизма его исполнения нет. Что называется, "право имеете, но не можете". Нет денег - а на нет и суда нет... Суд, впрочем, может быть. И не один. Ничто не помешает пенсионерам, которые по новому закону получат право на доплаты, инициировать судебные иски и потребовать выплатить им эти деньги. Но и тут возникает все тот же вопрос: откуда эти деньги возьмут? Спишут в принудительном порядке с бюджетного счета? Значит, их не хватит на что-то другое, на что они были предусмотрены. На что именно? Вопрос открытый. Правда, массовые иски пенсионеров могут заставить и Смольный, и депутатов в срочном порядке изменить бюджет и обеспечить выполнение закона. Но лучше бы, если они сделали это, не дожидаясь судебных споров...
Невское время ,
27.12.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |