Пока остальные фигуранты (и особенно — фигурантши) дела по кражам «Оборонсервиса» готовятся к судебным процессам, сам отмазанный от подозрений экс-министр обороны осваивается в структурах «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Заметно также, что у Сердюкава прослеживается явно нездоровый интерес к специализированным научно-исследовательским учреждениям. В министерскую бытность его обвиняли в банкротстве и выведении из государственной собственности ОАО "31-й государственный проектный институт спецстроительства". В чемезовском ведомстве он тоже возглавил специализированную структуру - Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения (ФИИЦ М), сообщили в пятницу адвокаты экс-главы Минобороны. Видимо, таков механизм функционирования руководящей номенклатуры, неизменный с советских времён: чиновника, развалившего что-то в одной отрасли здесь принято переводить с повышением разваливать нечто в другой. В то же время, как сообщает «Форбс», на новой должности экс-министр трудится с начала ноября, но финансовые показатели центра уже пошли вниз.
ФИИЦ М, расположенный в селе Новый Быт Чеховского района Московской области, был основан еще в начале 1950-х годов, когда центру было выделена площадь около 6 га. Предприятие в настоящее время нельзя назвать особо успешным или крупным в масштабах «Ростеха»: за последние несколько лет его выручка не превышала 20 млн рублей, прибыль — 3,5 млн рублей. Совокупная выручка структур госкорпорации, для сравнения, составила в 2012 году 1,9 трлн рублей. Специализация ФИИЦ М – испытания, исследования и проектирование автотракторной техники, грузовых автомобилей и машин двойного назначения.
«Как в центре восприняли новость о назначении Сердюкова? Да, нормально, без всякого. Уже проводил совещания — мы ожидали от него жесткости, но он человек оказался очень толерантный. Цельного стратегического плана пока нет, но я понял, что Сердюков делает ставку на научные разработки, НИОКР: на расширение ассортимента и охвата», — рассказывает сотрудник ФИИЦ М.
Назначение Сердюкова в Новый Быт, по версии источника в «Ростехнологиях», вероятно, пролоббировал Сергей Когогин, гендиректор КамАЗа, который, как и «ФИИЦ М», входит в холдинг «РТ-Авто». Когогин и Сердюков плотно сотрудничали. Именно главе КамАЗа принадлежит идея закупки итальянских броневиков Iveco для российской армии, он сам рассказывал об этом в интервью «Независимой газете». По словам Когогина, сразу после войны c Грузией в 2008 году он встречался с Сердюковым и обсуждал, «как спрятать военнослужащих под современную, надежную броню». Так и выбрали броневики Iveco, которые было решено выпускать под маркой «Рысь». Их испытывали на КамАЗе, но собирать в итоге стали в Воронеже на предприятии «Оборонсервиса». Комментируя отставку Сердюкова, Когогин заявлял, что шум, с которым «ушли» Сердюкова, ему очень «непонятен и неприятен».
Доля предприятия на рынке испытаний техники составляет 5% . В годовом отчете говорится, что приоритетные направления деятельности — наука и сдача имущества в аренду. Сегодня 40% площадей центра пустуют. Причина — нехватка средств на разработки новой техники, снижается и производство автопрома и сельхозмашиностроения. Основные фонды годами не ремонтировались, а штат научных сотрудников сокращался.
Центр берется за любую, самую экзотическую работу. Эксперты ФИИЦ М проводили исследования шин сверхнизкого давления для снегоболотоходов. «Возникли конструкции легких транспортных средств на базе мотоциклетной и легковой автомобильной техники, называемые вездеходами на пневматиках сверхнизкого давления (каракаты, тундролеты, дутики и т.д.). Огромное количество таких машин создается и используется до сих пор на необъятных бездорожных просторах России», — говорится в отчете об исследованиях, опубликованном в журнале «Труды НАМИ» за сентябрь 2011 года. В 2011 и 2012 году центр выиграл два конкурса Минобрнауки на 8 млн рублей на проведение научно-исследовательских работ в области рационального природопользования и индустрии наносистем.
По словам представителя «Ростеха», ФИИЦ М находится на балансе Росимущества, в доверительном управлении у госкорпорации. С 2009 года центр входил в структуру «РТ-авто» (вместе с АвтоВАЗом и КамАЗом), однако в 2013-м ФИИЦ М перевели в управление другого холдинга — «РТ-проектные технологии». Сердюков, который раньше возглавлял наблюдательный совет всей госкорпорации, даже не станет сотрудником центрального аппарата — по официальной версии, никаких решений, касающихся ее деятельности, экс-министр принимать не уполномочен. «Назначать гендиректора объективно не самой крупной компании «Ростеха» — это не обязанность руководителя госкорпорации [гендиректора Сергея Чемезова], такие назначения можно не согласовывать», — говорит представитель «Ростеха». Связаться с представителями «РТ-авто» и «РТ-проектные технологии» не удалось.
Среди дочерних компаний ФИИЦ М — ОАО «Лотра», расположенное по тому же адресу, что и ФИИЦ М, которое занимается в основном услугами предоставления складских помещений и автопарковки. Согласно отчетности, на 16,3% эта компания принадлежит ФИИЦ М, а на 61% — корпорации «Автокапитал», которая, по данным СПАРК на август 2011 года, принадлежала структурам Аркадия Патаркацишвили и Бориса Березовского. Представитель «Ростеха» об этой компании ничего не знает. Сотрудник ФИИЦ М уверяет, что эта история из «лихих 90-х» и сейчас о ней забыли.