Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о торговле, сообщает во вторник сайт Кремля.Закон, направленный на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, был принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря. В силу он вступит 1 февраля 2010 года.
Документ подготавливался на различных площадках более пяти лет. В итоге многочисленных обсуждений, острых споров и доработок вышел закон, который на федеральном уровне накладывает на торговые, в первую очередь розничные, компании немало обязанностей и ограничений.
В частности, закон обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в интернете. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.
При этом закон в первую очередь регулировать продовольственный рынок. Он содержит ряд норм, вызывающих со стороны профессионального сообщества розничных компаний резкую критику. В частности, закон запрещает торговым сетям с 25-процентной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе, ограничивает размер премии за объем 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата скидки за объем при приобретении тех социально значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство, а также включение в цену договора поставки всех остальных бонусов.
Устанавливаются предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения - 10, 30 и 45 дней соответственно. Условия договоров поставки продтоваров, заключенных до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней.
Закон содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.
Вместе с этим, закон направлен на снятие барьеров развития торгового бизнеса по всей территории России: например, он запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли. Также местная власть не сможет принуждать ритейлеров и поставщиков к повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот. Кроме того, запрещается ограничивать свободное перемещение товаров между локальными рынками.