Несколько дней назад ветер сорвал крышу павильона на Черкизовском рынке Москвы. Упавшей кровлей придавило трех человек. Впрочем, сотрясения и переломы – пустяки по сравнению с тем, что крыши в верхах лишился один из владельцев Черкизона (так тамошние обитатели и покупатели-завсегдатаи называют столичный Черкизовский рынок) Тельман Исмаилов.
Пока он торжественно открывал в Турции семизвездочный отель в 1,5 миллиарда долларов, Генпрокуратура открыла, что на его рынке спрятана контрабанда аж на 2 миллиарда!
– Товар находился в 6 тысячах контейнеров, – отчитался генпрокурор Юрий Чайка. По словам силовика, часть шмоток (детская одежда и обувь) еще и опасна для здоровья.
Но что самое важное, это известие опасно для будущей карьеры Исмаилова. Обличающие прежде любимого властями олигарха репортажи прошли по всем государственным телеканалам, и даже премьер Владимир Путин призвал бороться с контрабандистами жестче и эффективней:
– В том числе и путем посадки виновных в тюрьму.
Потомственный торгаш
|
Камушек такого размера - сущая мелочь для Исмаилова
|
Сам потенциальный заключенный и пока еще олигарх Тельман Исмаилов уверяет, что родился в 56-м в Баку. Однако представители диаспоры заверили «Собеседник», что настоящие корни бизнесмена находятся в селении на границе с Дагестаном, которое называется Красная Слобода:
– В Азербайджане его еще называют финансовой столицей – именно отсюда родом многие из тех, у кого в республике есть деньги, а значит, и настоящая власть. Когда-то это было крупнейшее в Союзе поселение горских евреев, татов, но сейчас там их живет не больше 3 тысяч. В Москве, например, татская община впятеро больше.
Традиционным занятием татов была торговля, и маленький Тельман был обречен торговать. Его отец Мардан по-крупному ворочал в Баку сбытом текстиля, и Тельман, десятый ребенок в семье, приобщился к этому бизнесу с 14 лет. Уже к 18-летию первокурсник Азербайджанского хозинститута стал директором единственного в городе коммерческого магазина на престижном Бакинском бульваре. Говорят, подсуетился папа, имевший связи в Министерстве торговли.
600.000 подъемных
Но в Баку Исмаилову было тесно. С 82-го года он стал наведываться в Москву – работал то в Минторге, то в «Востокинторге», – но развернуться смог лишь с началом перестройки.
13 июля 1989 года будущий властелин Черкизона зарегистрировал группу ACT, названную по первым буквам имен сыновей. Уже через год у него в столице было с полсотни магазинов. Потом – рынок в Лужниках, барахолки у десятков станций метро… 600 тысяч на первоначальный бизнес складывались всей большой семьей.
– На прилавках тогда было шаром покати, а Исмаилов наладил поставки от челноков и устроил что-то вроде комиссионок, в которых продавались новые товары. От покупателей отбоя не было, в отличие от нас. Вот мы и сдавали ему помещения, а потом стали потихоньку их ему и продавать, – признался один из бывших чиновников «Мосторг-одежды» Аркадий Сомов.
Полученные деньги выходец из Баку вкладывал во все, что плохо лежало, а в 90-х плохо лежало почти все: кожгалантерея, полиграфия, рестораны, сельское хозяйство… Учитывая, что до недавних пор он, по собственному признанию, арендную плату с рыночных продавцов собирал наличкой (то есть в обход налоговой), капитала на развитие Исмаилову хватало.
Государство внутри столицы
Сейчас группа АСТ разрослась до трех десятков компаний, занимающихся различными видами бизнеса – от строительного до ювелирного. Но самым ценным активом олигарха считается Черкизовский рынок, раскинувшийся на нескольких гектарах ценной московской земли.
– Это государство внутри государства со своими законами. К примеру, если мы идем задерживать лиц, которые там торгуют наркотиками, нас служба охраны не пускает, – откровенничает экс-начальник окружного отдела угрозыска Евгений Харламов.
Какие сертификаты качества, какие налоги, какая проверка документов? Последние несколько лет столичные власти уверяют, что рынок вот-вот прикроют, но каждый раз дата сноса переносится еще на год. Не секрет, что у Исмаилова и мэра Москвы Лужкова – тесные отношения. Не говоря уже о связях АСТ с чиновниками более скромного ранга.
– Однажды член нашего профсоюза встретил там одного из руководителей округа, который нес чемодан, прикованный к руке, – удивляется глава независимого профсоюза столичных милиционеров Михаил Пашкин. – С чем этот дипломат был?
Турецкие радости
Тельман Исмаилов, который свой бизнес оценивает в 3 миллиарда долларов, вообще известен своим меценатством.
Это ведь он, по слухам, неравнодушен к турецкой поп-диве Сибель Джан, уже подавшей на развод с мужем. Это он стоял за раскруткой Авраама Руссо, после охлаждения отношений с которым в певца стреляли. Это он Мэрайе Керри подарил микрофон, усеянный бриллиантами, а Ивану Урганту подкатил новенький «Порш Кайен».
– Мог ведь подарить набор венгерской посуды, а подарил автомобиль, – не стал скрывать презент сам Иван. – Приятно.
Недавнее открытие в Турции роскошного отеля «Мардан Палас» тоже не обошлось без звезд. В гости к Исмаилову заглянули Ричард Гир и Моника Беллуччи, Филипп Киркоров и Иосиф Кобзон, Пэрис Хилтон и, разумеется, Юрий Лужков…
В кризис можно было бы покутить и поскромнее, но ведь не зря же Тельмана Исмаилова Financial Times включила в список самых экстравагантных миллиардеров мира. Это случилось после того, как тот на одну из вечеринок на Лазурном берегу примчался на позолоченном самолете.
ФСБ против МВД
До последнего времени эту экстравагантность олигарху прощали, но теперь с его имиджа позолота начала оползать. После шумного открытия турецкого отеля о блеске и нищете Черкизовского рынка заговорили на самом верху.
– Исмаилову не могут простить, что во время кризиса он вкладывает деньги в чужую экономику, – высказали «Собеседнику» предположение московские азербайджанцы.
Однако трения олигарха с Кремлем начались еще раньше. Как пояснил источник в органах, года три назад в МВД повздорили начальник департамента экономической безопасности Сергей Мещеряков, друживший с ФСБ, и замминистра Андрей Новиков, курировавший криминальную милицию:
– Сначала арестовали помощника Мещерякова, но потом президенту подкинули компромат уже на Новикова, в аппарате которого работал племянник Исмаилова Вагиф. Вроде бы речь в тех бумагах шла о бизнесе АСТ, и слив так шокировал Путина, что тот отправил замминистра в отставку. В общем, ФСБ победила, а Исмаилова взяли на заметку.
Именно тогда тот и начал выводить капиталы в Турцию.
Атака конкурентов
Впрочем, зуб на Исмаилова есть не только у силовиков, но и у коллег по рыночному цеху.
– Весь нынешний негатив о рынке – это атака конкурентов капиталиста, – считает политолог Станислав Белковский.
В ближайшие месяцы Черкизон все же снесут, но до сих пор непонятно, кто будет осваивать освободившиеся гектары. Сейчас их, по сути, делят два олигарха – Исмаилов и его зеляк Зарах Илиев. Когда-то их считали чуть ли не партнерами, но недавно Исмаилов заявил, что партнеров у него нет. Какая между татами пробежала спецслужба – загадка, однако если за Исмаиловым стоит Лужков, то за Илиевым – даже не просто ФСБ, а кое-кто посерьезней. В помещении ресторана «Венеция», принадлежащего Зараху Илиеву, разместил свой офис сам Ильхам Рагимов, однокурсник и друг Путина по дзюдо.
При таком раскладе сил озвученное премьером желание бороться с контрабандой сложно воспринять иначе как скрытый сигнал. Несколько дней назад Тельман Исмаилов уже подал документы на получение турецкого гражданства.
Собеседник ,
17.06.2009