Большинство российских миллиардеров не прошли испытание кризисом: журнал Forbes вычеркнул из этого списка 55 человек, оставшиеся в нем 32 россиянина потеряли деньги. Но стесняться им нечего: то же случилось с 87% богачей, удержавшихся в листе Forbes.
Кошелек богатейших людей планеты за кризисный год похудел на астрономическую сумму $2 трлн — до $2,4 трлн. Миллиардеров на планете осталось 793; 332 человека вылетели из заветного списка (этой ночью он размещен на www.forbes.com). Соревнование за 1-е место превратилось в гонку за выживание: титул самого богатого человека планеты вернул сооснователь Microsoft Билл Гейтс, потерявший «всего» $18 млрд (теперь у него $40 млрд). Но Гейтс смотрится убедительно по сравнению с Уорреном Баффеттом, потерявшим $25 млрд (осталось $37 млрд). 2008 год стал худшим в истории компании Баффетта Berkshire Hathaway. Как недавно признался магнат, в 2008 г. он «сделал несколько глупостей», например на пике цен на нефть увеличил долю в ConocoPhillips (с августа 2008 г. ее капитализация упала на 54%).
Тем не менее нашлось 44 бизнесмена, сумевших не потерять и даже приумножить. Один из способов разбогатеть — делать ставку на потребителей, пытающихся сэкономить. Девять из 20 самых богатых бизнесменов мира — владельцы магазинов-дискаунтеров. В список вошел Тадаси Йанаи, владелец Fast Retailing, одной из крупнейших розничных компаний Японии по продаже недорогой одежды.
При оценке состояния Forbes учитывает долю бизнесмена в компании (для публичной используются котировки акций, для непубличной — сравнение с публичными аналогами), частные инвестиции, недвижимость, коллекции произведений искусства. Журналисты также беседуют с бизнесменами, их представителями, участниками рынка.
Миллиардеры пострадали впервые с 2003 г.: тогда количество богачей сократилось до 476, их состояние — до $1,4 трлн. Но затем начался бум на развивающихся, сырьевых и кредитных рынках, на рынках недвижимости, и кошельки стали пухнуть. Россияне в 2005 г. заняли 3-е место после США и Германии (27 человек, в 2002 г. было всего семеро). В начале марта 2008 г. глобальный Forbes насчитал уже 87 россиян-миллиардеров, а 1,5 месяца спустя российский Forbes благодаря безудержному росту на фондовом рынке выявил уже 110.
Тем более опустошительным оказался год для российской части списка: с 11 февраля 2008 г. по 11 февраля 2009 г., когда снимались данные, РТС упал на 67,64%. Теперь миллиардеров российского происхождения 32 человека с учетом живущих за рубежом Бориса Березовского и Михаила Гуцериева. Общее состояние снизилось с $471,4 млрд до $102,1 млрд, деньги потеряли все. Если в 2008 г. Москва была главным городом-миллиардером в мире (74 против 71 в Нью-Йорке и 36 в Лондоне), то теперь в Нью-Йорке их 55, в Лондоне — 28, в Москве — 27.
Тяжелее всех пришлось Олегу Дерипаске, который в 2008 г. занял 9-е место в мире с $28 млрд; он тогда стал самым богатым россиянином, увеличив состояние за предшествующий год на $14,7 млрд и обойдя Романа Абрамовича. Теперь Forbes оценивает его в $3,5 млрд (-88%), он на 164-м месте. «Это стоимость активов компаний Дерипаски минус долги», — объясняет редактор российского Forbes Максим Кашулинский. К началу кризиса компании Дерипаски были одними из самых закредитованных, и сейчас они борются за выживание. Долг UC Rusal перед банками — $14 млрд, группы ГАЗ — около 45 млрд руб. А общий долг компаний «Базэла» знакомые Дерипаски оценивают в $25-28 млрд. Осенью «Базэл» из-за margin calls потерял доли в канадской Magna (автокомпоненты) и австрийской Hochtief (строительство), банк «Союз» продан «Газпромрегионгазу».
Возглавляет россиян теперь Михаил Прохоров, который, наоборот, смог войти в кризис не с долгами, а с деньгами.
Он продал Владимиру Потанину 50% акций их компании «КМ инвест» (владевшей большей частью бизнеса партнеров) и 25% акций «Норникеля» — UC Rusal. Две сделки принесли бизнесмену около $8,5-9 млрд, говорят его знакомые. Причем UC Rusal еще должна предпринимателю $2,8 млрд. Часть полученных денег Прохоров уже потратил — приобрел долю в «Ренессанс капитале», ТГК-4, проект «Сноб» и проч. Forbes учитывал и вырученные деньги, и инвестиции Прохорова, говорит Кашулинский. И его состояние сократилось с $19,5 млрд до $9,5 млрд.
Абрамович по-прежнему на 2-м месте в России. «$8,5 млрд — это похоже на правду, если говорить о стоимости основных активов [доля в Evraz Group] и оценке денег, оставшихся у Романа после продажи “Сибнефти” и покупки “Евраза”. Сколько сейчас денег у человека на банковских счетах, никто со стороны оценить не в состоянии», — рассуждает источник в окружении Абрамовича. Он считает, что оценка потерь базируется только на падении котировок «Евраза». «Вопреки слухам, Роман практически не вкладывал личный капитал в фондовый рынок — он достаточно консервативен в этом смысле», — добавляет собеседник «Ведомостей». Он также сомневается, что Forbes принимал в расчет инжиниринговые проекты Абрамовича (он — основной владелец инжинирингового холдинга «Инфраструктура»): «Это непубличный бизнес, к тому же пока не капитализированный».
Источник, близкий к акционерам «Альфа-групп», полагает, что состояние Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева несколько больше, чем считает Forbes.
В рейтинге не осталось ни одного девелопера (об их долговых проблемах см. статью на стр. Б5). Год назад их было девять: наибольшее состояние было у владельцев группы ПИК Юрия Жукова и Кирилла Писарева (по $6,1 млрд), наименьшее, по $1,2 млрд, — у Сергея Полонского («Миракс групп») и Араса Агаларова (Crocus Group). Тогда оценки девелоперов базировались на высокой рыночной капитализации публичных компаний и соответствующие коэффициенты переносились на непубличные, говорит Кашулинский, сейчас оценки совершенно другие. Вчера капитализация ПИК на LSE составила $263,9 млн — в 46 раз меньше, чем год назад. В списке нет и супруги московского мэра и владелицы «Интеко» Елены Батуриной, которая в 2008 г. была единственной женщиной среди российских миллиардеров с $4,2 млрд. Ее бизнес в сфере недвижимости сильно подешевел, как и инвестиции на фондовом рынке (ранее сообщалось, что она владеет пакетами акций Сбербанка и «Газпрома»). Как ветром сдуло и финансистов: ни владельцев «РЕСО-гарантии» братьев Саркисовых, ни основателя «Тройки» Рубена Варданяна. Зато в рядах миллиардеров удержались Николай Цветков («Уралсиб», $1,8 млрд) и Рустам Тарико («Русский стандарт», $1,1 млрд). «Я рад — в условиях кризиса это высокая оценка», — передал «Ведомостям» через пресс-службу Тарико. Председатель совета директоров ГК «СУ-155» Михаил Балакин, которого год назад оценили в $4 млрд, не считает, что обеднел: «Оценка состояний в 2008 г. свидетельствует об относительности подсчетов». «На рынке миллиардеров, если можно так выразиться, тоже надулся пузырь, — говорит Дэвид Фуллер, издатель Fullermoney. — Когда финансовые активы так сильно вырастают в цене, то во время краха самые богатые люди теряют больше всех. Это хорошо видно и на примере бизнесменов из развивающихся стран, многие из которых в хорошие годы безрассудно наращивали долги, а теперь страдают».