Volga Resources — люксембургский фонд, основатель и совладелец которого — Геннадий Тимченко, сказал «Ведомостям» представитель PR-агентства Weber Shandwick Алекс Брод, которое также представляет интересы нефтетрейдера Gunvor, основанного Тимченко. У Volga Resources несколько совладельцев, добавил Брод, не назвав их. Больше акций «Новатэка» у компаний, связанных с Тимченко, нет, уточнил представитель Volga Resources. А фонд вложился в эти бумаги, потому что «Новатэк» — «отличная компания с привлекательной стоимостью». У Тимченко есть еще «небольшой портфель» акций российских энергетических компаний, хотя доли в них незначительные, добавил представитель фонда. Есть ли в портфеле акции «Газпрома», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» и ждать ли еще покупок, представитель фонда не сообщил. Ранее один из знакомых Тимченко утверждал, что у его структур есть акции «Газпрома» и компаний, связанных с концерном (представитель «Газпрома» не стал это комментировать).
О Тимченко не было никакой публичной информации до 2004 г., пока перед президентскими выборами один из кандидатов — Иван Рыбкин не назвал его и братьев Ковальчуков людьми, «отвечающими за бизнес Путина». Тимченко и Путин познакомились в 1990-е, когда нынешний премьер еще работал в питерской мэрии. Но, как заявлял недавно Тимченко, они никогда не были «близки». Общаются ли они сейчас, не ясно. «У меня нет времени встречаться с ним [Путиным]. Вероятно, и у него нет времени встречаться со мной», — заявлял в июне Тимченко. Главный актив Тимченко, о котором известно официально, — доля в нефтетрейдере Gunvor с $43 млрд выручки в 2007 г. На Gunvor приходится почти треть всего экспорта российской нефти, который идет через порты. Он работает с «Сургутнефтегазом», «Газпром нефтью» и «Роснефтью», правда, компании не раскрывают объемы и цену топлива, которое достается Gunvor. Кроме того, Тимченко всегда приписывали долю в «Сургутнефтегазе» (представители «Сургута» никогда этого не подтверждали) и банке «Россия» (это подтверждал «Ведомостям» предправления «России» Дмитрий Лебедев, но оговаривался, что влияния на банк у Тимченко нет). Тимченко при этом не раз отрицал, что успехи его компаний в бизнесе как-то связаны со знакомством с Путиным.
«Я знаком с Геннадием [Тимченко], — передал через пресс-службу предправления “Новатэка” Леонид Михельсон. — И меня радует, что в сложной ситуации на рынке в устойчивом развитии “Новатэка” уверены и менеджеры компании, и ее акционеры. Уверены настолько, что наращивают свои пакеты акций».
Михельсон с партнерами создали «Новатэк» с нуля в 1994 г. «Новатэк» получал лакомые участки — где уже были скважины, пробуренные при СССР, где была идеальная логистика и проч. Участники рынка считали, что роль в становлении «Новатэка» сыграл бывший вице-губернатор ЯНАО Иосиф Левинзон, его называли крупным акционером «Новатэка». Левинзон и Михельсон это отрицали. До 2005 г. у Михельсона и его сотрудников было 63% компании, в ходе IPO 25% были проданы на бирже. А осенью 2006 г. структуры Михельсона продали 19,39% акций «Газпрому» за $2,3 млрд. Цены, по которым «Новатэк» продает «Газпрому» газ, выше, чем у «Роснефти» или «Лукойла», компания не испытывает проблем с доступом к трубе, признавал недавно главный финансист компании Марк Джетвей. Представители «Газпрома» от комментариев отказались.