|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Продается славянский "шкаф"
17.01.2005 18:09
Один из самых разрекламированных IT-проектов — разработанный Россией и Белоруссией суперкомпьютер «СКИФ К-1000» — в нашей стране оказался никому не нужен. От коммерческого провала суперкомпьютер не спасло даже попадание в престижнейший топ-100 самых высокопроизводительных вычислительных машин мира. Между тем отечественные информтехнологии пока продолжают развиваться вопреки всему тому, что происходит с российской наукой. Несмотря на массовую «утечку мозгов» в 90-е годы прошлого века и многолетние пустые обещания чиновников «осуществлять госзаказы на технические и научные достижения», отечественные ученые продолжают совершать прорывы и открытия. Однако зачастую многие российские проекты оказываются не нужными никому, кроме самих разработчиков. И наиболее показательный пример в данном случае — суперкомпьютерная отрасль. У кого терафлоп больше? Осенью 2004 года завершилась программа союзного государства России и Белоруссии по разработке суперкомпьютера «СКИФ К-1000» производительностью 2,5 триллиона операций в секунду. «СКИФ» совершил прорыв, правда пока не мирового, а российского масштаба: во-первых, стал самой производительной машиной в СНГ, а во-вторых, вошел в первую сотню самых высокопроизводительных суперкомпьютеров в мире. В ноябре 2004 года «СКИФ К-1000» занял почетное 98-е место в Топ-500 самых-самых. Данный рейтинг рассчитывается с 1993 года при участии университета Мангейма (Германия), университета Теннесси (США) и Национального энергетического научно-исследовательского суперкомпьютерного центра при американском Министерстве энергетики. Второй отечественной разработкой, которой также удалось втиснуться в список самых умных компьютеров, стала машина МВС-5000, разработанная в 2002 году Межведомственным суперкомпьютерным центром (имея производительность 2,1 терафлоп, она занимает 210-е место). Весь проект «СКИФ», рассчитанный на пять лет, обошелся России и Белоруссии всего в $10 млн. (финансирование бюджета проекта стороны поделили поровну). Для сравнения: США инвестируют в суперкомпьютерную отрасль $10 млрд. ежегодно. Конечная же стоимость компьютера К-1000 оказалась в разы ниже столь же мощных западных аналогов — $1,8 млн. против $4 млн. и выше. После этого пути бывших братских народов разошлись: Белоруссия активно пользуется плодами труда — единственный экземпляр К-1000 установлен именно в Минске и используется практически всеми крупными предприятиями, ориентированными на экспорт: БелАЗ, МАЗ, Белорусский тракторный завод и др. Примечательно, что белорусские предприятия размещают заказы на расчеты данных на «СКИФе» совершенно бесплатно. Причина в том, что большинство крупнейших предприятий Белоруссии — государственные, центр, в котором установлен суперкомпьютер, — тоже, да и программа «СКИФ» финансировалась из бюджета. В то же время, как сообщил «Профилю» один из разработчиков «СКИФ К-1000», директор Исследовательского центра мультипроцессорных систем Института программных систем РАН Сергей Абрамов, в России желающих приобрести новый суперкомпьютер пока не нашлось, хотя заказы на менее мощные модификации «СКИФа», которые не входят даже в тысячу лучших мировых машин, есть. Проблема, по его мнению, кроется в неготовности российских предприятий к переходу на качественно новый уровень производства, моделированию продукции на высокоточных компьютерах и вообще в отсутствии «стремления к совершенству». Дело не в том, что компаниям не на что купить суперкомпьютер, просто переход на новый технологический уровень потребует инвестирования серьезных средств на модернизацию, в разы превышающих затраты на приобретение суперкомпьютеров. Ведь для выпуска, скажем, тех же автомобилей, спроектированных по мировым «лекалам» с учетом современных требований и стандартов, придется как минимум заменить все оборудование на современное и обучить персонал. Нет предела совершенству Вопрос к промышленникам и чиновникам: «А нужен ли суперкомпьютер?» — вызвал неоднозначную реакцию. В Минсвязи предположили, что раз на российские суперкомпьютеры на рынке спроса нет, то, вероятно, они никому не нужны. А и.о. начальника отдела по связям с общественностью ОАО «Балтийский завод» Игорь Савельев открыто заявил, что нет абсолютно никакого смысла использовать суперкомпьютеры в судостроительной отрасли: «У нас на предприятии установлены мощные серверы и программные решения, которые позволяют спокойно выполнять все необходимые задачи, проектировать суда в соответствии с техническими и рыночными требованиями. Никаких суперсредств для суперрасчетов в данном случае не требуется». С другой стороны, уместно напомнить, что в конце 90-х годов ряд отечественных предприятий (в основном оборонного комплекса) всеми правдами и неправдами обходили доставшуюся в наследство со времен холодной войны американскую внешнеторговую поправку Джексона—Вэника, запрещающую ввоз мощных процессоров для военных предприятий, и через серые схемы покупал суперкомпьютерные установки. Тем не менее даже те промышленники, кто считает суперкомпьютер полезным приобретением, активно оппонируют разработчикам «СКИФа» и отказываются от покупки. Отвергая все обвинения в собственной отсталости, компании называют другие причины, мешающие им потратиться на недорогую российскую машину. Во-первых, «СКИФ» придется серьезно адаптировать к решению прикладных задач, а вовторых, могут возникнуть проблемы с обслуживанием суперкомпьютера: подобный опыт в России еще не накоплен. Именно поэтому предпочтительнее пока выглядят западные аналоги суперкомпьютеров — более дорогие, но «заточенные» под решение конкретных задач. В том же Китае сейчас работает около 40 суперкомпьютеров (они заняты в нефтяной отрасли, авиационной и автопромышленности), а в США и Японии их значительно больше. Как поясняет президент группы компаний R-Style Василий Васин, у заказчика должна быть уверенность, что произведенный на заводе суперкомпьютер заработает и у него: «Никто не будет рисковать и брать опытный образец для своей работы. Что будет с этим компьютером через год или два? Не придется ли выбрасывать этот дорогостоящий СК и портировать приложения на другой? Не прекратятся ли дальнейшие разработки? Кто будет гарантировать сервис?» Решить эти вопросы, по мнению Васина, может только государство, приняв долгосрочную программу поддержки проекта и обеспечив гарантии ее работы. Коммерческий провал «СКИФа» ведущий эксперт департамента системных решений компании IBS Андрей Узварик прокомментировал так: «Программа «СКИФ» является академическим проектом, поэтому не слишком востребована под прикладные задачи. Клиенты, как правило, предпочитают отработанные прикладные решения от мировых лидеров IТ-индустрии, таких как IBM и Hewlett-Packard, снабженные широким спектром готового программного обеспечения и средств разработки. Такой выбор позволяет достичь высокой стабильности работы и гарантированного исполнения системой поставленных задач». Опрос ведущих российских компаний в тех отраслях, где обычно используются суперкомпьютеры, только подтверждает эту мысль. Замдиректора по связям с общественностью ОАО «АвтоВАЗ» Александр Громков рассказал, что ВАЗ заключил договор с одной из фирм на поставку в 2005 году многопроцессорного компьютера: «Сейчас предприятие нуждается в более мощных вычислительных машинах, технологии ведь не стоят на месте. Мы будем использовать высокопроизводительный компьютер для моделирования ударных испытаний, расчетов по аэродинамике и нелинейной динамике разрабатываемых моделей автомобилей. Мощности традиционных серверных решений для этих расчетов недостаточно». О поставщике суперкомпьютера Громков говорить не стал, но, как считают в отрасли, скорее всего, машина будет зарубежная. Покупка суперкомпьютера в планах и у лидера российского авиапрома — корпорации «Иркут». Сейчас там планируют переводить старые «бумажные» разработки в электронные модели. Как заметил в беседе с «Профилем» заместитель руководителя департамента информационных технологий концерна «Иркут» Сергей Комшин: «Технологии ушли далеко вперед, для проектирования новых моделей самолетов уже используется трехмерное моделирование. В этом случае авиастроение никак не может обойтись без суперкомпьютеров, особенно это касается конструкторских разработок и подготовки производства. Сейчас «Иркут» рассматривает возможность приобретения суперкомпьютера HewlettPackard SuperDom. А российская разработка «СКИФ», к сожалению, не вписывается в существующую инфраструктуру корпорации по своей архитектуре и используемому программному обеспечению». В компании «ПетроАльянс», специализирующейся на геофизических исследованиях для нефтяников, сообщили, что используют суперкомпьютерную технику уже давно. Причем парк обновляется достаточно часто. Однако российских разработок среди суперкомпьютеров «ПетроАльянса» нет. «Сейчас мы используем кластеры производства IBM, и планируемый к покупке этим летом новый суперкомпьютер тоже будет IBM-овский», — говорит начальник центра обработки информации «ПетроАльянса» Виктор Иоспа. — Проблема российских разработчиков суперкомпьютерной техники — в отсутствии специализированных программных продуктов для определенных отраслей, поддержки ПО и, безусловно, худшем сервисе в сравнении с мировыми лидерами отрасли. Кроме того, IBM обойдется нам процентов на 30—40 дешевле, хотя и будет менее мощным, чем «СКИФ». Надежда умирает последней И все же есть зыбкая надежда на то, что «СКИФ К-1000» все-таки окажется востребованным. Сейчас разработчики самого мощного в СНГ компьютера рассчитывают, что их детище может приобрести «Росгидрометцентр» — в конце 2005 года планируется провести тендер на поставку суперкомпьютера для этой организации. По техническим характеристикам «СКИФ К-1000» отвечает требованиям «Росгидрометцентра» к производительности, однако, по словам директора главного вычислительного центра Владимира Анцыповича, метеорологи давно ведут споры с авторами «СКИФа» «о некоторых технических тонкостях их суперкомпьютера» : «Но я не говорю, что они априори проигрывают, тем более что по цене их предложение самое конкурентоспособное». Интересно, что одного потенциального покупателя Россия все же нашла — желание приобрести машины К-1000 высказала Северная Корея. «Мы отказали, чтобы не ставить под сомнение свою репутацию — всем ведь понятно, в каких сферах использовались бы мощности нашей машины», — признался Сергей Абрамов.
Профиль ,
17.01.2005
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |