|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Пересмотреть роль Совбеза
6.06.2008 11:27
Вертикаль власти в России подвергнется очередной серьезной реконструкции. В распоряжении "Газеты" оказался проект федерального закона "О Совете безопасности РФ", подготовленный в президентских структурах. Он будет внесен в Госдуму Советом федерации осенью, автор документа - сенатор Анатолий Коробейников. Если закон примут, Совбез с 1 января 2009 года превратится из совещательного и рекомендательного органа при президенте в реальный центр власти с широкими полномочиями.
Главное новшество: резолюции и директивы Совбеза станут актами прямого действия, не требующими подтверждения иными органами госвласти (например, указами президента), и будут обязательны для исполнения руководителями всех исполнительных органов, в том числе правительства. Кроме того, Совбез будет наделен правом формировать высшую кадровую политику государства в сфере безопасности и получит отдельную строку в бюджете. Совет безопасности как совещательный орган был создан президентом России Борисом Ельциным в 1991 году. В разное время его секретарями были такие "тяжеловесы", как тогдашний "серый кардинал" Кремля Юрий Скоков, харизматичный генерал Александр Лебедь, высшие офицеры КГБ Николай Бордюжа и Владимир Путин. Совбез оставался весьма влиятельной структурой вплоть до 2001 года, когда его аппаратом руководил Сергей Иванов. Затем при секретарях Владимире Рушайло, Игоре Иванове и особенно при и.о. секретаря Валентине Соболеве этот орган стал восприниматься скорее как декорация к путинской вертикали власти. О возвращении прежнего влияния Совбеза наблюдатели заговорили в мае этого года, когда секретарем стал Николай Патрушев, покинувший пост директора ФСБ. А по неофициальным данным, в президентских структурах еще в прошлом году намеревались пересмотреть роль Совбеза. Все дело в том, что статус Совбеза регулируется не слишком конкретно. Это конституционный орган (о нем есть упоминание в статье 83 Конституции), но его нынешние полномочия определяются в основном Положением о Совете безопасности РФ, утвержденным указом президента РФ в 2004 году. Закон "О безопасности" 1992 года автоматически утратил свою силу с принятием Конституции 1993 года, а других конституционных норм в виде федерального закона до сих пор не существует. Из-за юридической неопределенности статуса вес и влияние Совбеза целиком зависят от политики его председателя (то есть президента России) и личности секретаря. Новый закон призван покончить с этой неопределенностью и вносит революционные изменения. Законопроект предполагает, что в состав Совбеза в качестве постоянных членов войдут шесть человек: президент, премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, уполномоченный по правам человека и секретарь Общественной палаты. Секретарь Совбеза, в отличие от нынешнего, постоянным членом не будет. Вместе с секретарем сейчас постоянных членов 10, в том числе министры Анатолий Сердюков, Рашид Нургалиев, Сергей Лавров, директора ФСБ Александр Бортников и Службы внешней разведки Михаил Фрадков, а также руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. Количество обычных членов Совбеза в законопроекте не оговорено (впрочем, как и в Положении от 2004 года), зато указано, что ими не обязательно могут быть лица, занимающие государственную должность. Сейчас все 15 членов Совбеза - высшие госчиновники, например вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов и семеро президентских полпредов в федеральных округах. Однако наиболее существенное изменение не в персональном составе, а в полномочиях, дающихся Совету безопасности. Во-первых, вместо не слишком конкретных решений этот орган может принимать резолюции (по итогам пленарных заседаний голосами постоянных членов), а также директивы, для чего создаются коллегии по внутренней и внешней политике. Во-вторых, в статье 8 законопроекта четко указано: "Резолюции Совета безопасности обязательны для исполнения руководителями федеральных органов исполнительной власти". Директивы, принимающиеся на коллегиях, могут содержать поручения правительству и другим федеральным органам власти и тоже являются обязательными для исполнения. А вот Положение от 2004 года трактует полномочия Совбеза достаточно общо: "Для реализации решений совещаний... могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ". Такая формулировка означает, что указов, распоряжений и поручений может и не быть. В-третьих, Совету безопасности в числе прочих дается право на "предварительное обсуждение вопросов высшей кадровой политики государства в интересах национальной безопасности" (в Положении от 2004 года об этом и речи не идет). С учетом обязательности резолюций и директив Совбеза и того, что к вопросам национальной безопасности относится широкий круг проблем от военной и экономической до демографической и общественной (имеется в виду формирование институтов гражданского общества), то центр принятия важных кадровых решений может плавно переместиться туда из администрации президента. Отметим, что сменщик "главного кадровика Кремля" Виктора Иванова Олег Марков и без того никем не рассматривается как влиятельная фигура. Наконец, возросшую роль Совбеза подчеркивает статья 24 законопроекта: "Деятельность Совета безопасности финансируется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в федеральном законе о бюджете с отметкой "секретно". Положение от 2004 года предусматривает, что Совбез является фактически частью администрации президента, которая и финансирует его. Вместе с отдельной строкой бюджета Совбез получит все правомочия юридического лица и сможет самостоятельно вступать в административные и гражданско-правовые отношения. Автор законопроекта Анатолий Коробейников заявил корреспонденту «Газеты», что его поддерживают почти везде: в администрации президента, Госдуме, Минобороны, Совбезе. "Я надеюсь, что осенью, когда Совет федерации внесет законопроект в Госдуму, наши коллеги примут его сразу в первом и втором чтениях", - сказал Коробейников. Состав Совета безопасности Российской Федерации*
*Утвержден указом президента Российской Федерации от 25 мая 2008 года № 836
Газета ,
6.06.2008
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |