Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Пересмотреть роль Совбеза
6.06.2008 11:27
Вертикаль власти в России подвергнется очередной серьезной реконструкции. В распоряжении "Газеты" оказался проект федерального закона "О Совете безопасности РФ", подготовленный в президентских структурах. Он будет внесен в Госдуму Советом федерации осенью, автор документа - сенатор Анатолий Коробейников. Если закон примут, Совбез с 1 января 2009 года превратится из совещательного и рекомендательного органа при президенте в реальный центр власти с широкими полномочиями.

Главное новшество: резолюции и директивы Совбеза станут актами прямого действия, не требующими подтверждения иными органами госвласти (например, указами президента), и будут обязательны для исполнения руководителями всех исполнительных органов, в том числе правительства. Кроме того, Совбез будет наделен правом формировать высшую кадровую политику государства в сфере безопасности и получит отдельную строку в бюджете.

Совет безопасности как совещательный орган был создан президентом России Борисом Ельциным в 1991 году. В разное время его секретарями были такие "тяжеловесы", как тогдашний "серый кардинал" Кремля Юрий Скоков, харизматичный генерал Александр Лебедь, высшие офицеры КГБ Николай Бордюжа и Владимир Путин. Совбез оставался весьма влиятельной структурой вплоть до 2001 года, когда его аппаратом руководил Сергей Иванов. Затем при секретарях Владимире Рушайло, Игоре Иванове и особенно при и.о. секретаря Валентине Соболеве этот орган стал восприниматься скорее как декорация к путинской вертикали власти. О возвращении прежнего влияния Совбеза наблюдатели заговорили в мае этого года, когда секретарем стал Николай Патрушев, покинувший пост директора ФСБ. А по неофициальным данным, в президентских структурах еще в прошлом году намеревались пересмотреть роль Совбеза.

Все дело в том, что статус Совбеза регулируется не слишком конкретно. Это конституционный орган (о нем есть упоминание в статье 83 Конституции), но его нынешние полномочия определяются в основном Положением о Совете безопасности РФ, утвержденным указом президента РФ в 2004 году. Закон "О безопасности" 1992 года автоматически утратил свою силу с принятием Конституции 1993 года, а других конституционных норм в виде федерального закона до сих пор не существует. Из-за юридической неопределенности статуса вес и влияние Совбеза целиком зависят от политики его председателя (то есть президента России) и личности секретаря. Новый закон призван покончить с этой неопределенностью и вносит революционные изменения.

Законопроект предполагает, что в состав Совбеза в качестве постоянных членов войдут шесть человек: президент, премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, уполномоченный по правам человека и секретарь Общественной палаты. Секретарь Совбеза, в отличие от нынешнего, постоянным членом не будет. Вместе с секретарем сейчас постоянных членов 10, в том числе министры Анатолий Сердюков, Рашид Нургалиев, Сергей Лавров, директора ФСБ Александр Бортников и Службы внешней разведки Михаил Фрадков, а также руководитель администрации президента Сергей Нарышкин.

Количество обычных членов Совбеза в законопроекте не оговорено (впрочем, как и в Положении от 2004 года), зато указано, что ими не обязательно могут быть лица, занимающие государственную должность. Сейчас все 15 членов Совбеза - высшие госчиновники, например вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов и семеро президентских полпредов в федеральных округах.

Однако наиболее существенное изменение не в персональном составе, а в полномочиях, дающихся Совету безопасности. Во-первых, вместо не слишком конкретных решений этот орган может принимать резолюции (по итогам пленарных заседаний голосами постоянных членов), а также директивы, для чего создаются коллегии по внутренней и внешней политике.

Во-вторых, в статье 8 законопроекта четко указано: "Резолюции Совета безопасности обязательны для исполнения руководителями федеральных органов исполнительной власти". Директивы, принимающиеся на коллегиях, могут содержать поручения правительству и другим федеральным органам власти и тоже являются обязательными для исполнения. А вот Положение от 2004 года трактует полномочия Совбеза достаточно общо: "Для реализации решений совещаний... могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ". Такая формулировка означает, что указов, распоряжений и поручений может и не быть.

В-третьих, Совету безопасности в числе прочих дается право на "предварительное обсуждение вопросов высшей кадровой политики государства в интересах национальной безопасности" (в Положении от 2004 года об этом и речи не идет). С учетом обязательности резолюций и директив Совбеза и того, что к вопросам национальной безопасности относится широкий круг проблем от военной и экономической до демографической и общественной (имеется в виду формирование институтов гражданского общества), то центр принятия важных кадровых решений может плавно переместиться туда из администрации президента. Отметим, что сменщик "главного кадровика Кремля" Виктора Иванова Олег Марков и без того никем не рассматривается как влиятельная фигура.

Наконец, возросшую роль Совбеза подчеркивает статья 24 законопроекта: "Деятельность Совета безопасности финансируется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в федеральном законе о бюджете с отметкой "секретно".

Положение от 2004 года предусматривает, что Совбез является фактически частью администрации президента, которая и финансирует его. Вместе с отдельной строкой бюджета Совбез получит все правомочия юридического лица и сможет самостоятельно вступать в административные и гражданско-правовые отношения.

Автор законопроекта Анатолий Коробейников заявил корреспонденту «Газеты», что его поддерживают почти везде: в администрации президента, Госдуме, Минобороны, Совбезе. "Я надеюсь, что осенью, когда Совет федерации внесет законопроект в Госдуму, наши коллеги примут его сразу в первом и втором чтениях", - сказал Коробейников.

Состав Совета безопасности Российской Федерации*

Председатель Совета безопасности
Медведев Дмитрий Анатольевич президент
Постоянные члены Совета безопасности
Бортников Александр Васильевич директор Федеральной службы безопасности
Грызлов Борис Вячеславович председатель Государственной думы Федерального собрания
Лавров Сергей Викторович министр иностранных дел
Миронов Сергей Михайлович председатель Совета федерации Федерального собрания
Нарышкин Сергей Евгеньевич руководитель администрации президента
Нургалиев Рашид Гумарович министр внутренних дел
Патрушев Николай Платонович секретарь Совета безопасности
Путин Владимир Владимирович председатель правительства
Сердюков Анатолий Эдуардович министр обороны
Фрадков Михаил Ефимович директор Службы внешней разведки
Члены Совета безопасности
Балуевский Юрий Николаевич заместитель секретаря Совета безопасности
Иванов Виктор Петрович директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков
Квашнин Анатолий Васильевич полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе
Клебанов Илья Иосифович полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе
Коновалов Александр Владимирович министр юстиции
Кудрин Алексей Леонидович заместитель председателя правительства - министр финансов
Латышев Петр Михайлович полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе
Осипов Юрий Сергеевич президент Российской академии наук
Полтавченко Георгий Сергеевич полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе
Проничев Владимир Егорович первый заместитель директора - директор Федеральной пограничной службы ФСБ России
Рапота Григорий Алексеевич полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе
Сафонов Олег Александрович полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе
Устинов Владимир Васильевич полномочный представитель президента в Южном федеральном округе
Чайка Юрий Яковлевич генеральный прокурор
Шойгу Сергей Кужугетович министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

*Утвержден указом президента Российской Федерации от 25 мая 2008 года № 836

Газета , 6.06.2008

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru